Боярыня Морозова – Екатерина Сергеева
Княгиня Урусова – Виолетта Лукьяненко
Протопоп Аввакум – Станислав Леонтьев
Царь Алексей Михайлович – Юрий Власов
Премьера: 30 октября 2006 года, Большой зал Московской консерватории
Премьера в Мариинском театре: 22 июня 2014 года
Продолжительность концерта 1 час
Концерт идет без антракта
В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы долго находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в десять-пятнадцать лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы – «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006) и «Левша» (2012–2013), Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счет количества, но прежде всего благодаря художественному значению названных сочинений. В своих операх Щедрин обращается к вечным и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, ее ценности и цене, о душе и вере, о России, ее народе и властях, ее радостях и бедах. «Боярыня Морозова» (полное название: «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой») – русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Либретто написано самим Щедриным на основе Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой, Жития протопопа Аввакума, писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах». Идея этого произведения обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские «Страсти», и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра – «Страстями» Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других – не поименованных в опере – гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.
Можно провести параллель и с другим знаменитым произведением – картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ: и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей.
Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим – и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова – это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В житии образ Морозовой наиболее многогранен: она предстает и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут…»). Щедрин высвечивает лишь главные черты ее образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну. Опера «Боярыня Морозова» – со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории – еще не получила сценического воплощения. Одна из вероятных причин – отчетливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссерского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждет в будущем легкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века. Владимир Горячих
Музыкальные материалы предоставлены Schott Music GmbH & Co. (Майнц)
Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Щедрин в Мариинском»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)