Концерт для двух скрипок с оркестром был создан в Кётене, где Иоганн Себастьян Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда. В распоряжении Баха не было хорошего органа, к тому же князь был приверженцем кальвинизма и не одобрял использование музыки во время богослужений. Неудивительно, что почти все наследие Баха кётенского периода составляют инструментальные сочинения светского характера. Это сонаты и партиты для скрипки соло, сюиты для виолончели соло и многочисленные инструментальные концерты.
В своих концертах Бах следует традициям Антонио Вивальди, по-своему осмысливая его опыт. Подобно итальянскому мастеру, Бах использует трехчастный цикл с быстрыми крайними частями и медленной средней, а также строит драматургию первой части на контрасте звучания всего оркестра (ripieno) и солистов (concertino).
В двойном концерте партии обеих скрипок совершенно равноправны. Первая часть поражает контрапунктической сложностью. Кантиленная вторая близка по духу оперному дуэту, оркестр здесь выступает в аккомпанирующей роли. В энергичном финале почти нет танцевальности, обычной для завершающих частей баховских концертов, зато по мастерству полифонического письма она не уступает первой.
Двойной концерт Баха стал одним из самых популярных сочинений скрипичного репертуара. В историю вошло исполнение концерта в ноябре 1945 года в Москве, когда Иегуди Менухин – один из первых зарубежных солистов, выступивших в СССР после войны, – сыграл его вместе с Давидом Ойстрахом.
Владимир Хавров
Серенада для струнного оркестра до мажор (1880) Петра Чайковского принадлежит к числу известнейших произведений композитора. Сочиняя ее, Чайковский опирался на образцы XVIII века (сам он писал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца») и на опыт своих современников, из которых ему был особенно близок венгерский композитор Фридрих Роберт Фолькман.
В первой части присутствуют характерные черты инструментального письма начала XVIII столетия и моцартовской эпохи. Вторая часть – вальс – традиционный для серенады знак обращения к бытовому жанру (в XVIII веке это был менуэт). Элегия (третья часть) имеет отчетливо вокальную природу: аккомпанирующие голоса трактованы как хор, а основная напевная мелодия – это, конечно, романс, гениальная «песня без слов» в ряду других созданных Чайковским. С еще одним типом бытовой музыки мы встречаемся в финале, тема которого – русская плясовая песня «Под яблонькой». Так в шедевре гениального композитора слились традиции двух столетий отечественной и европейской музыки.
Надежда Кулыгина