Творчество Глиэра, ученика Танеева, в советское время продолжает традицию русской, московской композиторской школы.
К классическому жанру концерта Глиэр обращался пять раз (в том числе ему принадлежит Концерт для голоса с оркестром). Концерт для арфы – первый из созданных им и один из первых образцов этого жанра, созданных для арфы с двойной педалью. Концерт был написан для Ксении Эрдели, артистки оркестра Большого театра и выдающейся арфистки, утвердившей сольную роль этого инструмента в Советском Союзе. Композитор попросил Ксению подправить сольную партию в концерте, и корректура арфистки (самой сочинявшей для инструмента) оказалась настолько существенна, что Глиэр предложил обозначить ее как соавтора (она отказалась и в первых изданиях оказалась упомянута как редактор).
В концерте три части. В его музыке явственно слышно влияние Чайковского, Глазунова. Первая часть – в сонатной форме, она открывается главной темой у солиста (затем тема еще раз проводится в оркестре). Песенная побочная поручена кларнету. В репризе, предваряющейся традиционной каденцией, главная партия отсутствует. Вторая часть – тема и шесть вариаций. Завершает концерт быстрый финал в сонатной форме. Главная тема – танцевальная мелодия в народном духе, а в побочной слышны интонации советских песен.
В Латинской Америке, долгое время остававшейся провинцией музыкального мира, не сложилось влиятельных школ. Классическая музыка этого региона до сих пор представлена отдельными именами, и одно из наиболее ярких – аргентинского композитора Альберто Эваристо Хинастеры, автора трех опер, двух балетов и множества инструментальных сочинений. Вне академических кругов он известен аранжировкой финала его фортепианного концерта, записанной группой Emerson, Lake & Palmer. В своем творчестве Хинастера обращается к доколумбовым слоям фольклора (особое пристрастие питая к мелодиям гаучо). Его манера обращения с народным материалом напоминает Бартока: Хинастера постепенно пришел к опосредованному претворению фольклорных элементов, а затем – к экспрессионизму. Среди композиторов, чьей музыкой он восхищался, следует назвать Альбана Берга.
Концерт для арфы с оркестром (1956) относится к периоду, когда фольклорное влияние уже выражалось в отдельных интонациях и ритмах. Это первое произведение композитора в этом жанре. Концерт состоит из трех частей, быстрым крайним противопоставлена медленная, напоминающая бартоковские ночные образы. Первая и последняя части написаны в свободной рапсодичной форме с чередованием разнохарактерных эпизодов, финал предваряет виртуозная каденция солиста.
Анастасия Спиридонова
Я очень люблю писать музыку для «нестандартных» составов. И поэтому, когда ко мне обратилась Софья Кипрская с предложением написать пьесу для электроарфы и ударных, я сразу же согласился. Многообразие ударных инструментов, их неповторимые краски, да ещё такой эксклюзивный инструмент как электроарфа – всё это открывало безграничный простор творческой фантазии. Но такой «необычный» состав требовал и «необычного» подхода. Хотелось достичь какого-то «фантастического» звучания.
У Курта Воннегута в романе «Сирены Титана» есть вымышленные существа, гармониумы. Автор описывает их так:
«Гармониум – единственная известная нам форма жизни на планете Меркурий. Гармониумы – обитатели пещер. Более обаятельные существа трудно себе вообразить».
“Эти пещерные существа очень напоминают маленьких, мягких, лишенных каркаса воздушных змеев».
Бескрайние просторы космоса, планеты, звёзды, фантастические существа – все эти образы как нельзя лучше подходили под данный инструментальный состав. Так родилась идея этой пьесы.
Вячеслав Круглик