Скерцо для оркестра ре минор – самое раннее из сохранившихся сочинений Рахманинова для оркестра. Рукопись датируется февралем 1888 года, когда композитору было всего 14 лет. Партитура демонстрирует хорошее понимание принципов оркестрового письма.
Рахманинов еще не мог правильно написать название (на титульном листе указано scerzo вместо scherzo), но с оркестровкой справился без всяких затруднений. Прозрачность письма и пульсирующий ритм напоминают о скерцо из музыки к «Сну в летнюю ночь» Мендельсона.
Тональность ре минор выбрана не случайно – судя по всему, в ранние годы она имела особое значение для Рахманинова. Кроме скерцо, в ре миноре написаны «Песнь без слов» (1886 или 1887) и канон для фортепиано (1891), Элегическое трио соч. 9 (1893) и Первая симфония (1895). Подзаголовок «третья часть» в рукописи указывает, что сочинение было задумано как часть полномасштабного симфонического цикла.
Первое исполнение скерцо состоялось в Москве 2 ноября 1945 года, спустя два года после смерти композитора.
Екатерина Юсупова
Концерт для саксофона и струнного оркестра – сочинение позднего периода жизни Александра Глазунова. Обращение к саксофону маститого автора, слывшего консерватором, могло показаться современникам удивительным – русские композиторы прежде не писали сольных сочинений для этого инструмента и не использовали его в оркестре. Эмигрировав во Францию в 1928 году, Глазунов сочинял мало, но знакомство с игрой французских саксофонистов вдохновило его на создание двух произведений с участием саксофона – квартета и концерта. Певучий тембр и богатые технические возможности инструмента покорили Глазунова. «Исполнители настолько виртуозны, что трудно представить, что они играют на тех же инструментах, которые слышишь в джазах. Поражают меня их дыхание и неутомимость, а также мягкость и чистота интонаций», – писал он Максимилиану Штейнбергу под впечатлением от игры квартета саксофонов Республиканской гвардии.
Концерт написан для немецкого саксофониста-виртуоза Сигурда Рашера, который сразу же включил его в программы своих гастролей и блестящим исполнением утвердил его репутацию как «хита» саксофонного репертуара. Cегодня концерт Глазунова играют все классические саксофонисты мира. Чтобы ярче показать красоту тембра солирующего саксофона, композитор отказался от использования духовых инструментов в оркестре, ограничив его струнной группой. Концерт состоит из четырех разделов, следующих друг за другом без перерыва. Первая тема, звучащая сначала в оркестровых унисонах, напоминает о «богатырских» темах русских симфоний, но приобретает лирический оттенок, когда ее исполняет саксофон. Подвижная вторая тема украшена изысканной орнаментикой и хроматическими пассажами. Тема второго раздела – сдержанная и распевная, в развитии напоминающая о «Манфреде» Чайковского. Ее сменяет эпизод в оживленном движении, подводящий к каденции, где показаны все виртуозные возможности солирующего саксофона. Заключительный раздел – фугато в ритме тарантеллы, в ткань которого вплетаются все темы предшествовавших разделов. Блестящая виртуозная кода завершает концерт.
Владимир Хавров