Санкт-Петербург, Концертный зал

Вадим Холоденко (фортепиано)


В ПРОГРАММЕ:
Роберт Шуман
«Ночные пьесы», соч. 23
Юмореска, соч. 20

Александр Скрябин
24 прелюдии, соч. 11
Фантазия си минор, соч. 28


Исполняет Вадим Холоденко (фортепиано)

О концерте

Начало 1839 года застало Роберта Шумана в Вене, накануне возвращения в Лейпциг и на пороге решающего этапа «битвы за Клару». Композитор все еще ограничивал себя рамками фортепианной музыки, но всего лишь год оставался до того момента, когда из-под его пера польются песни, симфонии, квартеты.
С января до середины марта Шуман работал над «Большой юмореской» (ор. 20). Он стал первым композитором, давшим музыкальной пьесе подобное название, причем слово «юмор» трактовано им не в современном смысле, а в старинном – как «темперамент, настроение, прихоть, каприз». Идею мог подать Шуману писатель, чьи фантазийные, экстравагантные сочинения он очень ценил – Жан Поль. В «Юмореске» является целый калейдоскоп музыкальных тем, которые возвращаются, когда им вздумается, а не тогда, когда этого требует форма рондо. У каждой темы – своя изюминка: ритмические сдвиги, «лишние» такты или даже выписанный для сведения пианиста мелкими нотами «внутренний голос», который реально не звучит, а лишь угадывается в узорах фигурации. Отдельные разделы Шуман снабдил ремарками вроде «просто и нежно», «стремительно и легко», «поспешно», «проникновенно», «с некоторой пышностью», а один раздел назвал «интермеццо». Завершает «Юмореску» развернутое послесловие, озаглавленное без затей: «В заключение». Оно сродни пьесе «Поэт говорит», завершающей шумановские «Детские сцены». «Юмореску» Шуман после некоторых колебаний посвятил пианистке и композитору Юлии фон Вебенау, урожденной Барони-Кавалькабо.
В апреле того же 1839 года Шуман начал работать над циклом «Ночные пьесы» (ор. 23). Название, напоминающее о «Ночных рассказах» Гофмана, появилось не сразу.
Первоначально цикл именовался «Фантазиями мертвеца», а его четыре пьесы имели заголовки «Траурное шествие», «Странное общество», «Ночная пирушка» и «Застольное пение с солистом». В дальнейшем Шуман снял эти названия. Если к первой, второй и четвертой пьесам они в той или иной степени подходят, то третья пьеса никак не ассоциируется с какими-либо пиршествами. Это странное сочинение Шуман посвятил своему другу Эрнсту-Адольфу Беккеру, инспектору шахтного управления во Фрайбурге, по ошибке назвав его на титульном листе «Ф.А. Беккером».
Анна Булычёва

Для ранних опусов Александра Скрябина стилистической моделью служила музыка Фредерика Шопена. Скрябин обращался к тому же кругу жанров, что и польский мастер, но вкладывал в них собственное содержание. Фантазия си минор – один из последних примеров диалога с Шопеном. Богатая хроматизированная гармония и стремление к одночастности, стирающей грани между сонатой, поэмой и фантазией, предвосхищает стиль зрелого Скрябина.
Владимир Хавров

Александр Скрябин начал работать над прелюдиями соч. 11 в 1888 году – в год своего поступления в Московскую консерваторию. Цикл из 24 прелюдий он завершил благодаря знакомству с меценатом и издателем Митрофаном Петровичем Беляевым. Многие прелюдии возникли во время путешествий по Западной Европе, устроенных Беляевым, а в 1897 году пьесы были изданы на самом высоком полиграфическом уровне. Образцом для Скрябина стали 24 прелюдии Шопена. Подобно Шопену, он располагает пьесы не по хроматической гамме (как Бах в «Хорошо темперированном клавире»), а по квинтовому кругу. В первых четыре прелюдиях Скрябин даже следует заданному Шопеном чередованию быстрых и медленных темпов, но затем от него отказывается. Некоторые прелюдии – словно «реплики» шопеновских в тех же тональностях, другие же решены абсолютно иначе. В отличие от Шопена, Скрябин не разворачивает отдельные пьесы в небольшие поэмы и остается в рамках миниатюры.
В 1910 году Скрябин записал прелюдию № 13, продемонстрировав полную свободу в обращении с ритмом и добавив в конце «лишнюю» басовую ноту.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации