Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV 552 Баха обрамляют третий том баховских «Клавирных упражнений» – цикл из 27 пьес, которые могут исполняться на большом или малом органе. Третий том «упражнений» – первый органный опус Баха, опубликованный при жизни (1739). Цикл впечатляет своими масштабами и представляет собой настоящую энциклопедию органной техники.
И прелюдия, и фуга имеют подзаголовок pro Organo pleno, что однозначно указывает на большой орган с педалями; обе пьесы состоят из трех частей, что, по мнению Альберта Швейцера, отсылает к образу св. Троицы. Тема фуги близка популярному английскому гимну XVIII века «Святая Анна», однако неизвестно, слышал ли Бах эту мелодию, или сходство возникло случайно.
Хоральные прелюдии «Украшайся, о любимая душа» BWV 654 и «Приди, язычников Спаситель» BWV 659 входят в сборник «Лейпцигских хоралов». Цикл был составлен Бахом в последнее десятилетие жизни из прелюдий, созданных в Веймаре, где он служил придворным органистом в 1708–1717 годах. Вместе с «Органной книжкой», Шюблеровскими хоралами и третьим томом «Клавирных упражнений» «Лейпцигские хоралы» представляют высшую точку развития органного творчества Баха.
Большая прелюдия и фуга ми минор BWV 548 была написана Бахом в Лейпциге между 1727 и 1736 годами. Цикл предъявляет огромные требования к исполнителю и, возможно, является одним из самых виртуозных органных опусов композитора.
Органист и композитор Ярмо Парвиайнен родился в 1928 году в Хельсинки. Обучался в Академии музыки им. Яна Сибелиуса и Хельсинском университете. С 1950-х годов активно выступает как органист. Среди самых известных сочинений Kymmenen pienta urkukoraalia («Небольшие органные хоралы», 1957) и органная партита Aurinko nyt maileen vaipuu («Солнце заходит», 1954).
Оскар Мериканто (1868-1924) – финский композитор, слава которого в какой-то момент затмила Яна Сибелиуса. Он писал оперы, инструментальные и вокальные сочинения, а также завоевал репутацию блестящего импровизатора. В 1892 году Мериканто был назначен органистом в Новую церковь (позднее церковь Иоанна) в Хельсинки, и занимал эту должность до самой смерти.
Ян Сибелиус часто вдохновлялся образами из жизни птиц и даже увенчал Пятую симфонию величественным «лебединым гимном», идея которого пришла к нему, когда он увидел стаю диких лебедей, пролетавшую над его усадьбой Айнола. В 1915 году он написал в дневнике: «Каждый день я вижу журавлей, летящих на юг… Их крик проникает в самую глубину моей души». «Сцена с журавлями» была написана 1903 году как часть музыки к пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть». Это нежная и проникновенная музыка: мелодия струнных рисует безлюдный северный пейзаж, а краткие фразы кларнетов подобны одиноким крикам журавлей.
Ральф Бёлтинг родился в 1953 году, обучался в Детмольской высшей школе музыки, а с 1979 года служит органистом и кантором в церкви св. Килиана в Бад-Зальцуфлене (Вестфалия). Концертирует как органист и преподает игру на органе и теорию музыки.
Екатерина Юсупова