Вокальная сказка «Гадкий утенок» создана Сергеем Прокофьевым в 1914 году и посвящена Нине Мещерской – девушке, в которую он был влюблен и на которой собирался жениться. Этот «музыкальный подарок» совсем не случаен: Нине принадлежал сам замысел сочинения, а также первоначальная литературная обработка текста сказки Ганса Христиана Андерсена. Композитор вкладывал в посвящение и особый смысл: он хотел, чтобы в «Гадком утенке» Нина узнала себя, собирался раскрыть в музыке ее характер. Удивительно, но современники (в том числе и музыкальные критики) считали это произведение еще более автобиографическим: они увидели в нем «сказку про С. Прокофьева, рассказанную им самим». Юное «чудище» Прокофьев, поражавший и даже ужасавший своими музыкальными новшествами, на глазах у всех превратился в «прекрасного лебедя», чье выдающееся композиторское дарование получило признание и в России, и за рубежом.
Новым был и жанр «Гадкого утенка»: Прокофьев называл его «длинным романсом» и, в шутку, «романсищем». Когда же в 1925 году возникла вторая редакция – для голоса с оркестром (первая написана для голоса с фортепиано), сочинение стали воспринимать как вокально-симфоническую поэму. В наше время «Гадкого утенка» нередко исполняют несколькими голосами, превращая музыкальную сказку в маленькую оперу.
О чем же эта сказка? Как и другие «взрослые сказки для детей» Андерсена она не очень веселая: в ней всего одно чудо, но много печали, есть несказочные кровь и смерть (эпизод охоты на лесных уток, который Прокофьев почти полностью исключил). Бедного маленького утенка гонят и птицы, и люди, к концу сказки он настолько измучен, что готов умереть. Но чем больше испытаний выпадает главному герою, тем больше восхищаемся мы его стойкостью и тем большее сочувствие испытываем к нему. В музыке Прокофьева рассказ об утенке как бы смягчен женским голосом, наполнен нежностью и любовью. Друзья композитора опасались, что само повествование окажется слишком протяженным и утомительным для слушателя, однако этого не случилось. Благодаря главному музыкальному сокровищу «Гадкого утенка» – его замечательной по гибкости, богатству и выразительности вокальной мелодии, а также искусному сопровождению, в котором переданы и разнообразные события сказки, и ее настроение – рассказ настолько увлекает, что в конце его невольно возникает желание услышать хотя бы маленькое продолжение – но уже о новом, прекрасном и счастливом лебеде.
Владимир Горячих
Кантата Сергея Прокофьева «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» на текст Павла Антокольского редко звучит на записях или в концертных залах. Среди военных сочинений Прокофьева она выделяется трагическим сюжетом, нехарактерным для композитора: мальчик-партизан, мстящий за смерть своих матери и сестры, подрывает автомобиль фашистского командования и гибнет сам. Такой сюжет не вписывался в советский канон сочинений о войне, а коллеги-композиторы отозвались о кантате весьма холодно из-за слишком явного декламационного начала в вокальных партиях. В первый и единственный раз при жизни композитора кантата была исполнена в 1944 году, а вернулась на сцену лишь через двадцать с лишним лет.
Кантата одночастна, в ней несколько разделов. В первом из них господствуют маршеобразные ритмы, напоминающие об «эпизоде нашествия» из Ленинградской симфонии Шостаковича. Историю мальчика рассказывают солисты – сопрано и тенор – в сопровождении хора. Большая оркестровая интермедия ведет к завершающему разделу, повествующему о подвиге мальчика, и мажорной кульминации.
Владимир Хавров