Стиль клавирных сонат Йозефа Гайдна претерпел заметную эволюцию. Если его первые опыты в этом жанре носили название дивертисментов (то есть имели развлекательную цель) и были рассчитаны на исполнение на клавесине, то поздние, к числу которых относится и Соната № 48 до мажор уже предназначены для фортепиано. Соната двухчастна: вместо обычного сонатного allegro ее открывает медленная часть, форма которой строится на варьировании начального двухтактового мотива. С возвышенной первой частью контрастирует легкая и беззаботная вторая – рондо.
Три фортепианные сонаты Роберта Шумана созданы им почти одновременно в середине 1830-х годов; в это время в его сердце возникло глубокое чувство к Кларе Вик, которая позднее стала его супругой.
Во Второй сонате романтический порыв заключен в рамки традиционной четырехчастной формы. В музыке сонаты доминируют взволнованные, «флорестановские» настроения, что отражается и в типе движения: в первой части Шуман указывает темповое обозначение «так быстро, как только возможно», однако к ее концу предписывает играть «еще быстрее». В роли лирико-меланхолического интермеццо выступает вторая часть, для которой Шуман использовал тему собственной юношеской песни «Весной». Третья часть – миниатюрное скерцо с острыми, синкопированными ритмами – подготавливает стремительный финал в духе «вечного движения». Первоначальная версия этой части оказалась чересчур масштабной и технически сложной. Через несколько лет Шуман написал для сонаты другой финал, а оригинальное Presto было опубликовано как отдельная пьеса.
Ференцу Листу, помимо оригинальных сочинений для фортепиано, принадлежат многочисленные транскрипции фортепианной, оркестровой и вокальной музыки других композиторов, и в том числе – песен Франца Шуберта. В «Баркароле» романтический образ венецианской ночной водной прогулки передан через покачивающееся, волнообразное движение в фортепианной партии.
Цикл «Трансцендентных этюдов» («Этюдов высшего мастерства») – один из самых сложных среди оригинальных сочинений Листа. Это подлинный исполнительский автопортрет виртуоза. Следуя романтической традиции, Лист дал этюдам названия, связанные с картинами природы или легендами. Программой этюда «Дикая охота» служит сюжет из германо-скандинавской мифологии о всадниках-призраках, проносящихся по небу зимней ночью. В разных версиях мифа предводителем кавалькады называются легендарный король Артур, бог Один или знаменитый пират Френсис Дрейк.
«Восемнадцать пьес» соч. 72 Петра Чайковского создавались в одно время с Шестой симфонией. Цикл разнообразен по содержанию: ностальгические настроения, которыми проникнута «Элегическая песня», соседствуют с салонной танцевальностью мазурки (Un poco di Chopin – «В духе Шопена») и скерцозностью вальса, написанного в стремительном движении и необычном размере 5/8. Завершает цикл юмористическая «Танцевальная сцена» с подзаголовком «Приглашение к трепаку», шутливо отсылающим к «Приглашению к танцу» Вебера.
Вариации на тему Корелли написаны Сергеем Рахманиновым в эмиграции; это последнее его сочинение для фортепиано соло. В основе цикла – тема старинного испанского танца фолии, использованная в одной из скрипичных сонат итальянского композитора XVII века Арканджело Корелли и близкая по характеру сарабанде. Двадцать вариаций – диалог стилей и эпох: тема приобретает черты менуэта, джазовой импровизации, романтического ноктюрна. Необычно решен финал цикла: на две последние вариации приходится драматическая кульминация, а затем звучит тихая умиротворенная кода.
Пляска смерти (Danse macabre) – сюжет, известный в европейской культуре со времен Средневековья. К нему обращались многие художники и литераторы, а среди композиторов – Ференц Лист, Модест Мусоргский и Сергей Рахманинов. Симфоническая поэма Камиля Сен-Санса написана по стихотворению Анри Казалиса. Буквально следуя тексту стихотворения, Сен-Санс придает сюжету не мистическую, а ироническую трактовку: оркестровыми средствами изображаются двенадцать ударов часов, расстроенная скрипка, на которой играет Смерть, перестук костей пляшущих скелетов и крик петуха. Вскоре после премьеры Лист создал фортепианную транскрипцию пьесы, а в XX веке Владимир Горовиц предложил свою исполнительскую версию произведения.
Владимир Хавров