Санкт-Петербург, Концертный зал

Уральский академический филармонический оркестр


К 175-летию Петра Чайковского

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Александр Бузлов (виолончель)
Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)
Андрей Попов (тенор)

Хор Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Хормейстер – Павел Петренко
Дирижер – Дмитрий Лисс


В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Итальянское каприччио, соч. 45
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, соч. 33
«Снегурочка», музыка к весенней сказке Александра Островского, соч. 12


Уральский академический филармонический оркестр основан в 1936 году. С 1995 года им руководит Дмитрий Лисс – представитель московской дирижерской школы, выпускник класса Дмитрия Китаенко в Московской консерватории. Каждый сезон коллектив представляет свыше 70 программ и более 100 концертов. Им записано около 20 дисков (в том числе на фирмах Warner Classics International и Mirare). Генеральный менеджмент оркестра за рубежом осуществляет агентство Les Productions Internationales Albert Sarfati (Франция).
В разные годы с коллективом сотрудничали дирижеры Геннадий Рождественский, Кшиштоф Пендерецкий, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Дмитрий Китаенко, Валерий Гергиев, Жан-Клод Казадезюс, Мицуёси Иноуэ; солисты Мстислав Ростропович, Дмитрий Хворостовский, Борис Березовский, Денис Мацуев, Фредерик Кемпф, Николай Луганский, Юрий Башмет, Николай Петров, Вадим Репин, Сергей Крылов, Александр Князев, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Лиана Исакадзе.
Выступления коллектива проходили в Московской консерватории, Санкт-Петербургской филармонии, Бетховенхалле в Штутгарте, зале Бунка Кайкан в Токио, амстердамском Концертгебау, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Концертном зале Мариинского театра, парижском Зале Плейель, Тонхалле в Цюрихе и на других известных концертных площадках.
Оркестр участвовал во многих международных фестивалях, таких как Бетховенский фестиваль в Бонне, «Безумный день» (Франция, Испания, Япония), Фестиваль Радио Франции в Монпелье, Международный фортепианный фестиваль в Ла-Рок-д’Антероне, Фестиваль классической музыки в Сен-Рикье, «Ночи цитадели в Систероне» (Франция), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), II Фестиваль симфонических оркестров мира (Москва), Crescendo (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград), «Звезды на Байкале» (Иркутск), «Евразия» (Екатеринбург), «Русское рождество в Кеннеди-центре» (Вашингтон), Фестиваль Бориса Березовского (Екатеринбург), Музыкальный фестиваль Дениса Мацуева (Челябинск), Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина (Новосибирск, Омск).
Коллектив стал одним из инициаторов крупного федерального проекта – Симфонического форума России в Екатеринбурге. В сезонах 2011–2012 и 2013–2014 годов оркестр провел собственный абонемент в Концертном зале Мариинского театра.
С 1996 года действует Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра, благодаря которому оркестр имеет великолепное инструментальное оснащение: струнный квартет Вильома, шедевры Бергонци, Гварнери, Руджери и других великих мастеров.


Интерес Чайковского к итальянской культуре имел давнюю историю. Композитор часто посещал Италию, хорошо знал и ценил живопись мастеров Возрождения, слушал и записывал итальянские народные песни. Здесь ему хорошо работалось: значительная часть музыки «Евгения Онегина» и Четвертой симфонии была написана в Венеции, а во Флоренции была сочинена «Пиковая дама».
Зимой 1879–1880-х годов в Риме Чайковский начал сочинять сюиту на итальянские темы. В процессе работы сюита превратилась в одночастную фантазию и была названа «Итальянское каприччио». По словам самого Чайковского, темы для каприччио он выбирал «частью из сборников, частью собственным ухом на улицах». Принцип сюиты – последование разнохарактерных пьес – отчасти сохранен, однако здесь разделы сменяют друг друга без перерыва.
«Каприччио» открывается фанфарным звучанием труб – это сигнал ежевечернего отбоя в кавалерийской казарме, располагавшейся неподалеку от гостиницы, где жил композитор. Материал следующих разделов – протяжная мелодия, близкая напевам венецианских гондольеров, темы в духе канцонетт и стремительная тарантелла.
Владимир Хавров

Изысканный виолончельный тембр, выразительный и в то же время благородный, пользовался огромной любовью у русских композиторов XIX века. Музыкальные вечера, регулярно устраиваемые в дворянских усадьбах, редко без него обходились: виолончель не только участвовала в исполнении инструментальных пьес различного состава – ее богатый и красивый голос часто солировал в вокальных сочинениях, выступая в дуэте с певцом. «Вариации на тему рококо» Петра Чайковского (1876) – замечательный образец объединения в одном произведении двух манер: концертно-виртуозной и камерно-бытовой. Вопреки определенным аллюзиям на музыку XVIII столетия – и прежде всего на стиль Моцарта, благоговейно чтимого русским мастером, – тема «Вариаций» абсолютно оригинальна. Развиваясь на протяжении произведения, она словно проходит вековой путь музыкальной истории, перекидывая мост из моцартовской эпохи во время, когда жил и творил Чайковский. «Великолепно! Вот, наконец, настоящая музыка!» – воскликнул Лист после прослушивания нового опуса русского композитора на музыкальном фестивале в Висбадене.
Надежда Кулыгина

Александр Островский задумывал свою весеннюю сказку «Снегурочка» как представление с музыкальным сопровождением. На просьбу Островского написать музыку к сказке Чайковский откликнулся с живым интересом. Создание музыкальных номеров – оркестровых, сольных и хоровых – происходило при непосредственном контакте драматурга и композитора. Чайковский работал с таким вдохновением, что даже закончил работу за несколько дней до того, как Островский представил в театральную дирекцию полный текст пьесы.
Сочинение музыки к «Снегурочке» проходило в период активного изучения русской народной музыки. Несколькими годами ранее Чайковский участвовал в редактировании сборника народных песен Василия Прокунина. Несколько песен из этого сборника вошли в музыку к пьесе. Не стремясь к точному воспроизведению песен, композитор иногда изменяет мелодии, придавая им черты городского романса. Впрочем, в «Снегурочке» Чайковского есть и подлинные напевы, с которыми композитор работает мастерски, – таков, например, хор слепых гусляров «Вещие звонкие струны рокочут».
Удачное сочетание песенной архаики и современных бытовых интонаций способствовало успеху сочинения, а Островский даже ценил его выше оперы Римского-Корсакова. Чайковский же о музыке отзывался так: «Это одно из любимых моих детищ. <...> Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут».
© Мариинский театр, 2015/Владимир Хавров

 

Предоставление уникальных инструментов

AVSGroup

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход