Санкт-Петербург, Концертный зал

Скрипач и дирижер Пинхас Цукерман

Интервью и фрагменты выступления Пинхаса Цукермана на одном из фестивалей «Звезды белых ночей»


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Увертюра к опере «Волшебная флейта»
Концерт для скрипки с оркестром № 3 cоль мажор, KV 216

Иоганнес Брамс
Симфония №1 до минор, соч. 68


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист и дирижер – Пинхас Цукерман
Симфонический оркестр Мариинского театра


Пинхас Цукерман – один из самых уважаемых скрипачей современности.
Он родился в 1948 году в Тель-Авиве в семье польских евреев, чудом уцелевших в Холокосте. Его первым педагогом был отец, до войны скрипач оркестра Варшавской филармонии. Затем мальчик продолжил обучение в Тель-Авивской школе музыки и в 12 лет дебютировал с Израильским филармоническим оркестром. На следующий год во время гастролей в Израиле Цукермана услышали Айзек Стерн и Пабло Казальс, которые рекомендовали его на получение стипендии для обучения в США. В Джульярдской школе в Нью-Йорке педагогом Цукермана стал Иван Александрович Галамян, в свое время учившийся у Константина Мостраса в Филармоническом училище в Москве, – от русской скрипичной школы никуда не деться! По старой традиции, идущей едва ли не с баховских времен, Цукерман одновременно совершенствовался и в игре на альте. Победа на Международном конкурсе имени Левентритта в Нью-Йорке в 1967 году открыла ему дорогу в престижные залы и к контрактам с крупнейшими фирмами звукозаписи. В 1969 году Цукерман выступил с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Бернстайна, спустя два года дал первый сольный концерт в Нью-Йорке. Тогда же он всерьез занялся дирижированием.
Сегодня Пинхас Цукерман выступает по всему миру как солист – скрипач и альтист – и как дирижер, сотрудничая с крупнейшими концертными агентствами, лучшими оркестрами, выдающимися музыкантами. Неизменна его любовь к камерному музицированию. Среди многочисленных призов и лауреатских званий – премия «Грэмми» 1994 года за запись струнных трио Бетховена вместе с Ицхаком Перлманом и Линном Харреллом.
Еще одна неожиданная грань его творческого облика – актерская. Он снялся в популярных в США сериалах «Судья и его палач», «Час телефона Белла», «Американские мастера», «Ночное шоу с Джейем Лено».
Валерий Гергиев, всегда с восхищением рассказывает о совместных концертах с Цукерманом. Во время прошлого Пасхального фестиваля они выступили не только в Москве и Петербурге, но и в Казани, Калининграде, Мурманске, Петрозаводске и даже Беломорске.
На нынешнем фестивале «Звезды белых ночей» Цукерман выступит дважды: 25 июня как солист в Концерте Бетховена (дирижер Валерий Гергиев), 28-го – как солист и дирижер, исполнив Скрипичный концерт соль мажор Моцарта, увертюру к «Волшебной флейте» и Первую симфонию Брамса.
Иосиф Райскин


«…Ты сам не знаешь, как хорошо ты владеешь скрипкой – право, ты мог бы быть первым скрипачом в Европе», – писал сыну Леопольд Моцарт. Его мнению можно доверять вполне – это не просто отцовская похвала: автор «Основательной скрипичной школы», один из лучших педагогов своего времени, был первым учителем и наставником великого композитора. Игра юного Моцарта приводила в восторг слушателей в Зальцбурге, где Вольфганг Амадей состоял на службе у архиепископа Иеронима Колоредо.
Скрипичное наследие Моцарта включает более сорока сонат и вариаций для скрипки и клавесина, концертные и камерные дуэты для струнных инструментов, сольные концертные пьесы. Среди семи скрипичных концертов выделяются пять, написанных в 1775 году. В их число входит и соль-мажорный Скрипичный концерт № 3 (K. 216). Именно в это время девятнадцатилетний Моцарт с успехом выступает как скрипач-солист и, по всей видимости, создает концерты, чтобы расширить собственный репертуар. Оркестр в этих концертах весьма невелик и, в сущности, играет подчиненную, аккомпанирующую роль.
Изумительное мелодическое богатство, тончайшее знание природы инструмента и мастерство формы сделали концерты Моцарта неотъемлемой частью золотого фонда скрипичной литературы.
Иосиф Райскин

Симфониста в Брамсе разглядел Роберт Шуман, едва познакомившись с его фортепианными сонатами. Творить для оркестра – таково было завещание Шумана молодому коллеге. А Клара Шуман, когда-то побудившая своего гениального мужа обратиться к симфониям, теперь вдохновляла на работу в этом жанре Брамса (интересно, что у обоих композиторов их по четыре).
В Первой симфонии Брамса (1862–1876) многое напоминает о Бетховене. Музыка движется «от мрака к свету», в ней чувствуется воля и готовность «схватить судьбу за глотку», а вся первая часть протекает в противоборстве верхнего и басового голосов. Вторая часть по примеру поздних сонат Гайдна и Третьего фортепианного концерта Бетховена написана в очень далекой от основой тональности. Третья часть – грациозное, женственное скерцо. Финал – одно из наивысших достижений Брамса, которым он справедливо гордился. Широкая мажорная тема вступления вполне могла подсказать Малеру идею, что «симфония должна быть – как мир». Многоголосная главная тема звучит, подобно хоралу, местами напоминая бетховенскую тему «Оды к радости»: после борьбы в первой части в финале наступает долгожданное единение.
Симфония была издана Зимроком, и так хорошо, что Брамс написал издателю об их совместном творении: «Оно лежит на фортепиано и повергает всех в восторг и удивление; молодых композиторов мне приходится оберегать от его лицезрения, иначе вам присылали бы слишком много симфоний».
Анна Булычёва


Выступление Пинхаса Цукермана в Мариинском стало возможным благодаря щедрой поддержке Американского фонда Мариинского театра в лице Фредерика Айсмана (Frederick Iseman)

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход