Санкт-Петербург, Мариинский-2

Денис Мацуев (фортепиано) и Симфонический оркестр Мариинского театра

Дирижер – Валерий Гергиев

Биография Дениса Мацуева


В ПРОГРАММЕ:
Людвиг ван Бетховен
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до минор, соч. 37

Петр Чайковский
Симфония № 5 ми минор соч. 64


Третий концерт Бетховена
для фортепиано с оркестром впервые прозвучал в Вене в исполнении автора 5 апреля 1803 года в один вечер с ораторией «Христос на Масличной горе» и симфониями № 1 и № 2. Сочинение посвящено принцу Луи Фердинанду Прусскому – военному и меломану, вскоре погибшему в войнах с Наполеоном.
Время написания концерта (1800–1803) было для Бетховена тяжелейшим: он уже осознал необратимость надвигающейся глухоты, но еще не примирился со своим жребием. Поэтому традиционное для концертов противостояние солиста и оркестра оборачивается здесь трагической картиной бунта против судьбы.
Анонимный рецензент крупнейшей в то время музыкальной газеты – лейпцигской Allgemeine musikaliche Zeitung – не колебался в оценке концерта: «Настоящий большой концерт принадлежит к тем значительнейшим произведениям, которые за несколько лет появились от гениального мастера… Повсюду, где он может быть хорошо исполнен, он будет и должен иметь огромнейший и прекраснейший эффект; даже там, где – как в Лейпциге – привыкли слушать великие моцартовские концерты». И о второй части: «Это, безусловно, одна из выразительнейших и богатейших чувствами инструментальных пьес, которые когда-либо написаны. Эту часть можно назвать опытом изображения печали благородной души, выписанным до тончайших нюансов…»

Пятая симфония ми минор, соч. 64, была создана Петром Чайковским летом 1888 года в селе Фроловском. У нее нет литературной программы, но сквозная тема, которая проходит от вступления первой части до последних тактов финала, преображаясь из мрачной в триумфальную, заставляет подозревать, что Чайковский все же имел в виду какой-то тайный "сюжет".
Чайковский дирижировал премьерой Пятой симфонии в Петербурге 5 (19) ноября 1888 года, а вскоре она получила широкую известность и за рубежом. С этим связан курьезный эпизод, записанный знакомой Чайковского Алиной Ивановной Брюлловой: «Особенно его любили в Гамбурге, где директором музыкального общества был милый, умный старик Аве-Лаллеман, и с ним как-то Чайковский ближе сошелся. Между прочим, в минуту душевной откровенности этот самый Лаллеман, отличный музыкант, вдруг говорит Чайковскому, схватив его за руки: “У меня к вам большая просьба и, если позволите дать, совет: не вводите в ваши чудесные сочинения дикие казацкие напевы, разные трепаки. Пишите в духе нашей, европейской музыки” <…> Чайковской, как очень деликатный человек, только улыбнулся и в ответ посвятил ему свою Пятую симфонию».
Неизвестно, понравился ли старику финал, но он должен был все простить автору за вторую часть с вдохновенным соло валторны и за третью часть – гениальный вальс.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход