Санкт-Петербург, Концертный зал

Сен-Санс. Мендельсон. Прокофьев


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солист – Кристоф Барати (скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Камиль Сен-Санс
Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, соч. 28

Феликс Мендельсон
Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64

Сергей Прокофьев
Фрагменты из музыки балета «Золушка»


Лучшим комментарием к Скрипичному концерту Феликса Мендельсона (1809–1847) может служить жизнь композитора и артиста, которого боготворивший его Шуман назвал «Моцартом XIX века».
К 15 годам Мендельсон был автором множества произведений в различных жанрах. Его учитель Карл Фридрих Цельтер «именем Моцарта, именем Гайдна, именем старика Баха» посвятил Феликса в «подмастерья». А вскоре увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826) принесла 16-летнему автору лавры бессмертия: «подмастерье» стал признанным мастером.
В 20 лет Мендельсон возродил к новой жизни «Страсти по Матфею» Баха. Благодарный ученик, он возобновил исполнение ораторий Генделя, впервые исполнил извлеченную Шуманом из небытия Большую до-мажорную симфонию Шуберта.
Почетный гражданин Лейпцига, он основал первую в Германии консерваторию… Мендельсон примирял современные искания с традициями; гармоничность миросозерцания сделала его «классиком» среди романтиков.
Скрипичный концерт ми минор (1844) Мендельсона стоит в одном ряду с гениальными концертами Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского… Музыка его исполнена романтической пылкости, впечатляет мелодической красотой и удивительной пластичностью формы. Сочинение, которое кажется родившимся в едином порыве вдохновения, подолгу обдумывалось; композитор советовался по поводу сольной партии скрипки со своим другом Фердинандом Давидом, выдающимся скрипачом, профессором Лейпцигской консерватории. Он и сыграл премьеру концерта в Лейпциге 27 марта 1845 года.
Иосиф Райскин

Сюжет балета Сергея Прокофьева «Золушка» создан на основе сказки Шарля Перро. Трактовка первоисточника очень необычна. В 1941 году композитор сказал в интервью: «В основу сюжета положена сказка о Золушке, существующая у всех национальностей и народов, но которую мне хотелось взять как настоящую русскую сказку». Следы русских сказок отыскать в балете непросто, зато легко приходят на память многочисленные голливудские истории о «золушках», нашедших своих «принцев». Вот только музыка Прокофьева окрашивает оптимистичную голливудскую историю в чуть печальные тона: ведь в жизни прекрасная мечта редко становится реальностью…
«Золушка» была заказана Прокофьеву Кировским театром, премьера должна была состояться в сезоне 1942–1943 годов, но этому помешала война. В итоге балет был завершен лишь в 1944 году и 21 ноября 1945-го показан в Москве на сцене Большого театра. 8 апреля следующего года «Золушку» увидели ленинградцы – в постановке Константина Сергеева и в авторской оркестровке.
Балет написан в традиционных формах, с обильным использованием старинных бальных танцев, поэтому из его музыки оказалось так легко составлять сюиты. В этом отношении «Золушка» рекордсмен: в 1943-м и 1944 годах композитор выпустил две фортепианные сюиты, а в 1946 году – целых три симфонические, в которые вошла почти половина музыки балета – 22 номера из 50.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход