Санкт-Петербург, Концертный зал

Тьерри Эскеш и Александр Торадзе


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Тьеpри Эскеш (орган)
Александр Торадзе (фортепиано)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Тьерри Эскеш
Концерт для органа с оркестром № 1

Клод Дебюсси
Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна», L 86

Игорь Стравинский
Концерт для фортепиано и духовых инструментов


Музыка создана для невыразимого…
Клод Дебюсси
«Послеполуденный отдых фавна» (1894) Клода Дебюсси (1862–1918) носит подзаголовок «Прелюдия к эклоге Малларме». Эклога – в античной, а затем в европейской поэзии – стихотворение на тему о пастушеской жизни, близкое к идиллии и пасторали. Первоначально эклога Стефана Малларме предназначалась самим поэтом для декламации, которую должны были иллюстрировать танцы. Это была попытка возобновить античную традицию, когда авлетист (исполнитель на авлосе – античной двуствольной флейте), играя, одновременно танцевал или делал телодвижения в такт музыке. Дебюсси искал в поэзии Малларме ту гармонию, тот синкретизм (то есть соединение искусств), которые были утеряны со времен античности.

Опять, лукавая свирель, орудье бегства,
Попробуй расцвести на берегах былых!
Я ж буду длить рассказ, горд шумом слов своих,
Пока языческих богинь живописуя,
С их тени пояс вновь мечтой не отрешу я.
Так, если соком лоз себя я опьяню
И сожаление уловкой отгоню,
Я к небу подниму со смехом гроздь пустую…

Сохранился пояснительный текст, вероятно, составленный самим Дебюсси или при его участии. «Музыка этой прелюдии – очень свободная иллюстрация прекрасного стихотворения Малларме. Она отнюдь не претендует на синтез стихотворения. Скорее это следующие друг за другом картины, среди которых движутся желания и грезы фавна в послеполуденный зной. Затем, утомленный преследованием пугливо убегающих нимф, он отдается упоительному сну, полному осуществившихся наконец мечтаний о полноте обладания во всеобъемлющей природе».
Сам Малларме признал, что музыка Дебюсси очень точно передает его стихи. Вот что он сказал композитору, когда тот проиграл ему на фортепиано (заметьте, на фортепиано, то есть в отсутствие изумительных оркестровых тембров!) свою прелюдию: «Я не ожидал чего-либо подобного! Эта музыка продолжает эмоцию моего стихотворения и украшает его более страстно, чем это могли бы сделать краски». В 1912 году Вацлав Нижинский поставил для труппы Дягилевского русского балета «Послеполуденный отдых фавна», в котором исполнил главную роль. Дебюсси посчастливилось видеть этот спектакль.
Иосиф Райскин

Концерт для фортепиано и духовых
Фортепианному концерту принадлежит особое место в наследии композитора – он открыл новую страницу в творческой и исполнительской биографии Стравинского. Будучи первым сочинением, написанным в концертном жанре, он также явился первым опусом, в котором Стравинский предстал перед аудиторией и в качестве исполнителя сольной партии.
Исключительно смелый, антиромантический по характеру замысел концерта предполагал преимущественно «ударно» трактованное фортепиано и духовые (кроме того, в партитуре присутствуют контрабасы и ударные инструменты). Столь необычный ансамбль представлялся композитору идеальным образцом взаимодействия тембров: согласно ремарке Стравинского, контрастирующая ударному соло группа духовых продлевала звучание фортепиано и создавала эффект человеческого дыхания. Апеллируя к высоким традициям эпохи барокко, композитор сочетает приемы Баха и Генделя с острой интерваликой, звучащей абсолютно «по-стравински», и приходит к совершенно оригинальной композиции, отличающейся жанрово-стилевой многозначностью.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход