Санкт-Петербург, Концертный зал

Станислав Юденич (фортепиано) и Мария Юденич (скрипка)


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Станислав Юденич (фортепиано)
Мария Юденич (скрипка)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижеры: Валерий Гергиев, Эдуард Юденич


В ПРОГРАММЕ:
Джузеппе Верди
Увертюра к опере «Силы судьбы»

Пабло Сарасате
Фантазия на темы из оперы «Кармен» для скрипки с оркестром

Петр Чайковский
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23

Иоганн Штраус
Увертюра к оперетте «Летучая мышь»

О концерте

В XIX веке концертирующие исполнители большую часть виртуозного репертуара создавали для себя сами. Фантазии, попурри, вариации и кадрили на чужие темы сыпались, как из рога изобилия. То, что выдержало испытание временем, – не вершина айсберга, а снежинка на его вершине. Среди 54 опусов скрипача и композитора Пабло Сарасате можно обнаружить попурри «Русские песни» на темы Кашина и Гурилёва, обработку Арагонской хоты, фантазии на темы опер «Дон Жуан», «Фауст», «Сила судьбы» и многих других. Своей долгой жизнью Фантазия на темы «Кармен» (соч. 25, 1882) обязана исключительной популярности оперы Бизе. Фантазия без всяких ухищрений скомпонована из самых известных фрагментов «Кармен», но очень сложна для солиста и позволяет судить об исполнительском мастерстве испанского скрипача. Написанная на темы французского композитора, она, как ни парадоксально, остается самым репертуарным из всех «испанских» сочинений Сарасате, значительно опережая «Испанские танцы», «Баскский каприс» и «Андалузскую серенаду».
Анна Булычёва

Первый фортепианный концерт сочинен Чайковским за два последних месяца 1874 года, а до февраля 1875-го автор был занят инструментовкой произведения. Видимо, в процессе работы над концертом, композитор показывал его своему любимому ученику Сергею Танееву. Вот отзыв юного (восемнадцатилетнего!) студента, сообщавшего своим знакомым: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич».
Известно, что первоначально концерт был посвящен Танееву, а позднее Чайковский заменил это посвящение другим – Гансу фон Бюлову. Бюлов и исполнил концерт 25 октября 1875 года в Бостоне. Премьера сопровождалась шумным успехом. Чайковский писал Римскому-Корсакову: «Представьте, какой у американцев аппетит: при каждом исполнении моего концерта Бюлов финал должен повторять». 1 ноября 1875 года последовала и петербургская премьера, поначалу вызвавшая противоречивые отклики.
Николай Рубинштейн предъявил автору множество претензий и попросил переделать концерт, но Чайковский наотрез отказался. Спустя три года Рубинштейн стал одним из лучших исполнителей концерта. Очень хорошо отзывался Чайковский об интерпретации концерта Танеевым: «Часто вижусь с Танеевым,  – писал он брату Модесту Ильичу, – Если б ты знал, как он великолепно играет мой концерт!». Спустя полтора столетия Первый концерт Чайковского сделался таким же «именем собственным», как Пятая или Девятая симфонии Бетховена.
В музыке концерта сочетаются яркий героический тон, виртуозность и тонкий лиризм. Речитативный тип мелодики, как и в операх Чайковского, легко и естественно переходит в закругленные ариозные формы, впитавшие в себя русскую и украинскую песенность.
Первый концерт – одна из тех жемчужин, которые стали символом мировой музыкальной классики. На его «позывные» – широкий валторновый зачин, величественную колоннаду фортепианных аккордов, мощную ослепительную главную тему у струнных, поддержанных духовыми, – кто сегодня не откликнется!
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход