Санкт-Петербург, Концертный зал

Павел Райкерус и Сергей Редькин


Х международный фестиваль «Лики современного пианизма»

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Павел Райкерус (фортепиано)
Сергей Редькин (фортепиано)

Симфонический окрестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Сергей Рахманинов
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, соч. 30

Родион Щедрин
Концерт для фортепиано с оркестром № 4

О концерте

Третий фортепианный концерт создан Сергеем Рахманиновым в годы, когда талант его окончательно высвободился из пут сомнений, самоограничений и внешних препятствий, полностью созрел и окреп. Начиная со Второго концерта (1901) новые яркие сочинения, часто не одно, а сразу несколько, появлялись каждый год. Такой феноменальной творческой активности не мешала даже интенсивная концертная и дирижерская деятельность Рахманинова. Третий концерт сочинен композитором летом 1909 года, в возрасте 36 лет: в его музыке отчетливо слышится не только зрелость мастера, но и какой-то новый размах, широта, свобода…
Премьера концерта состоялась во время американских гастролей 28-го и 30 ноября 1909 года в Нью-Йорке. Русская премьера в исполнении автора прошла в Москве 4 апреля 1910 года. Концерт посвящен выдающемуся польскому пианисту Иосифу Гофману, с которым Рахманинов встречался во время его гастролей в России (позднее их знакомство продолжилось в США). Свое отношение к композитору Гофман ярче всего выразил в этой проникновенной эпитафии:
Рахманинов был создан из стали и золота:
Сталь в его руках, золото – в сердце.
Не могу без слез думать о нем.
Я не только преклонялся перед великим артистом,
Но любил в нем человека.
Третий концерт – одно из самых «русских» произведений композитора. Его часто называют «концертом-песней», «поэмой о родине». Музыкальное повествование, драматическое, с трагическими эпизодами, всегда лирически окрашенное, можно уподобить «борьбе света и тени». «Завоевание света» в финале – подлинный гимн радости, особенно резонансно прозвучавший в атмосфере России конца 1900-х годов. Загадкой и во многом предвестием будущего (не только «развязки» концерта, но и поздних сочинений композитора) звучит средняя часть, интермеццо – сфера личного, музыка, в которой причудливо сплелись настоящее и воспоминания о прошлом.
Владимир Горячих

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход