Санкт-Петербург, Концертный зал

Концерт учеников профессора Михаила Воскресенского


Х международный фестиваль «Лики современного пианизма»

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Михаил Турпанов
Кёхей Сорита
Андрей Шичко
Юрий Фаворин

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Миша Дамев


В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор, КV 467

Арнольд Шёнберг
Концерт для фортепиано с оркестром

Сергей Рахманинов
Рапсодия на тему Паганини ля минор, соч. 43
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 18

О концерте

Моцартовский клавирный концерт – апофеоз клавира, его подлинных широких возможностей, апофеоз концертного начала, введенного в русло симфонизма.
Альфред Эйнштейн
Моцарт не придавал своим концертам такого значения, какое они получили в глазах позднейших исследователей. Вот строки из его письма к отцу, Леопольду Моцарту, от 28 декабря 1782 года: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту. Кое-где удовлетворение могут получить одни только знатоки – впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».
Моцарт – автор большого числа концертов и концертных пьес для струнных и духовых инструментов. В их число входит популярнейшая Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Но фортепианные концерты, безусловно, превосходят все, что композитор создал в этом жанре, ибо только фортепиано способно на равных состязаться с оркестром. «Клавир обладает мощью, не уступающей мощи оркестра», – пишет Альфред Эйнштейн. И этот же моцартовед продолжает: «Отметим еще раз, что все свои клавирные произведения, в том числе и концерты, Моцарт писал не для чембало, а для фортепиано, и что надо гнать с эстрады всех дам и господ, которые готовы были бы исполнить на чембало Концерт до минор K. 491 или Концерт до мажор K. 503».
Безусловно, клавесин обладает богатыми тембровыми возможностями, однако на нем невозможно добиться такого слияния концертного и симфонического начал, которое достижимо на фортепиано. По мнению Альфреда Эйнштейна, именно на фортепиано Моцарту удалось «высказать самое мрачное и самое ликующее, самое веселое, самое глубокое, прорваться из сферы галантного в сферу симфонического и поднять своих слушателей на более высокий уровень». Он же считает, что «слушатели, которые доросли до понимания клавирных концертов Моцарта, – лучшие слушатели в мире».
Постараемся оправдать комплимент, выданный авансом. Вслушаемся, и окинем мысленно представленную панораму моцартовских концертов. Тут требуется заметить, что за ее пределами остались ранние опыты композитора: свои первые фортепианные концерты в 1767 году десятилетний (!) Моцарт создал под влиянием музыки Иоганна Кристиана Баха. «Под влиянием» – мягко сказано: чудо-мальчик попросту переделал три сонаты соч. 5 «берлинского Баха» в фортепианные концерты K. 107. Переделал, нисколько не стыдясь, – жанр «пастиччо» был общепринят в то время, и сам Иоганн Себастьян Бах делал транскрипции концертов Вивальди. По-итальянски в нотах значилось: «Три сонаты синьора Джованни Баха, преобразованные в концерты синьором Амадео Вольфгангом Моцартом». Точно так же «синьор Амадео» поступал с произведениями других, менее известных, современников. Долгое время концерты K. 37, 39, 40, 41 считались созданиями «подлинного» Моцарта, пока трудами исследователей не были обнаружены их мелодические прообразы (из-за скромного tutti эти концерты – единственные, допускающие исполнение на чембало).
В январе 1777 года Моцарт сочинил Концерт ми-бемоль мажор K. 271. Это уже произведение мастера: композитору 21 год, он завоевывает публику, не обращаясь к привычной образной сфере, а предлагая новую концепцию жанра. Юный гений обретает зрелость: партия солиста, как никогда прежде, едина с сопровождающим ансамблем, который вырастает в симфонический оркестр.
Наряду с симфониями последних лет, фортепианные концерты Моцарта – вершинные создания композитора, венец его инструментального творчества. В концертах Моцарта окончательно закрепляется трехчастное строение формы, органично сочетается «итальянская» ариозность медленных частей с крепкой «немецкой» выделкой сонатных аллегро и финальных рондо. Большинство концертов Моцарта написано в мажорных тональностях, что вовсе не означает, что они лишены драматизма: внутреннее напряжение чувствуется и в диалогах солиста с оркестром, и в длительных tutti, приближающихся по накалу к страницам поздних симфоний.
Драматизм этот сдержан, и лишь в двух минорных концертах (№ 20 ре-минор, K. 466, и № 25 до-минор, K. 491) выплескивается со страстностью, предвещающей Бетховена и эпоху романтизма. Не будет преувеличением сказать, что это первые концерты-симфонии в истории жанра.

Живя за границей, Сергей Рахманинов сочинял мало, преимущественно выступая как концертирующий пианист. В своих произведениях этого времени он часто обращался к европейскому наследию – так появились Вариации на тему Корелли для фортепиано, транскрипции сочинений Баха, Шуберта и Мендельсона.
«Рапсодия на тему Паганини» – последнее фортепианное сочинение Рахманинова. Оно было написано в имении Сенар в Швейцарии за короткий срок – всего полтора месяца. Рапсодия представляет собой 24 вариации на тему знаменитого каприса № 24 для скрипки соло Никколо Паганини. Вариации объединены в три группы, в результате чего образуется форма, напоминающая структуру фортепианного концерта: быстрая первая часть, медленная вторая и виртуозный финал.
В седьмой вариации появляется тема средневековой секвенции Dies irae («День гнева») – один из сквозных мотивов всей музыки Рахманинова. Лирический центр медленного раздела и всего цикла – вариация № 18, по стилю весьма далекая от темы, но сохраняющая с ней интонационную связь. На кульминации в коде вновь звучит тема Dies irae, а завершается сочинение тихой загадочной музыкой.

Фортепианный концерт – последнее сочинение Арнольда Шёнберга для солиста с оркестром. Заказчиком выступил юрист, ученик Шёнберга по контрапункту Генри Клэй Шрайвер (называют и другого ученика – музыканта и актера Оскара Леванта). Работа над партитурой шла между 27 июня и 30 декабря 1942 года. Если бы не применение серийной техники, это был бы вполне романтический концерт. Шёнберг строит одночастную композицию по образцу концертов Листа, разделы которых соответствуют отдельным частям традиционного цикла (первая часть – Andante, Molto allegro, вторая – Adagio, третья – Giocoso, Stretto). Музыкальный синтаксис также традиционен: без усилий обнаруживаются мотивы, фразы, предложения. Даже каденция пианиста находится на своем месте в конце первой части.
В рукописи Шёнберг озаглавил разделы (но в издание названий не перенес). Andante в духе венского вальса называется – «жизнь была такой легкой», бурное Molto allegro – «вдруг вспыхнула ненависть», скорбное Adagio – «создалась тяжелая ситуация», Giocoso в жанре скерцо – «но жизнь продолжается».
Анна Булычёва

Острый душевный кризис, вызванный неудачным исполнением Первой симфонии, Сергей Рахманинов преодолел после нескольких лет тяжелого молчания. Второй фортепианный концерт (1901) знаменовал подлинное выздоровление композитора, свидетельствовал о мощном подъеме его творческих сил. В знак благодарности одно из лучших своих сочинений Рахманинов посвятил излечившему его врачу Н.В. Далю.
Уже показ медленной второй части концерта был восторженно встречен московской музыкальной общественностью. По рассказам современников, С.И. Танеев плакал во время исполнения, называя музыку Рахманинова гениальной. Триумфально прошла и премьера концерта, состоявшаяся в Москве 27 октября 1901 года; солистом выступил автор, оркестром управлял А.И. Зилоти. Монументальность формы, разнообразие и мощь полнозвучной фортепианной фактуры, «соревнующейся» с многокрасочной палитрой оркестра, придают концерту подлинно симфонический размах.
Все в этой жемчужине русской музыкальной классики – и «колокольность», и широкий разлив лирических тем, и напор упругих волевых ритмов, и высокие волны кульминаций, и тихий свет мгновений созерцательного покоя – исполнено необычайной красоты, все ведет к последней вершине – мощному апофеозу, проникнутому восторгом и ликованием.
Иосиф Райскин

 

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход