Санкт-Петербург, Мариинский-2

Даниил Трифонов и Сергей Бабаян


Х международный фестиваль «Лики современного пианизма»

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Сергей Бабаян (фортепиано)
Даниил Трифонов (фортепиано)

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
Органная соната № 5 до мажор, BWV 529 (переложение для фортепиано Виктора Бабина)
Концерт для двух клавиров с оркестром до минор, BWV 1062

Вольфганг Амадей Моцарт
Соната для фортепиано в 4 руки ре мажор, KV 381
Концерт для двух клавиров с оркестром № 10 ми-бемоль мажор, KV 365

О концерте

Концерт для двух клавиров с оркестром был написан Бахом около 1736 года в Лейпциге. Сохранились партии концерта, переписанные учеником и зятем Баха Иоганном Кристофом Альтниколем. После смерти композитора они достались одному из младших сыновей Баха, 18-летнему Иоганну Кристофу Фридриху, нашедшему службу в Бюкебурге.
Считается, что концерт для двух клавиров представляет собой переработку несохранившегося концерта для гобоя и скрипки (или двух скрипок) с оркестром. Эта версия реконструирована и сегодня звучит едва ли не чаще клавирной. Но если концерты для скрипок и гобоев в те времена сочиняли во множестве, то клавирные были абсолютной новацией. Клавир не рассматривался как сольный инструмент и, как правило, исполнял партию basso continuo. В концерте до минор Бах искусно распределил эту обязанность между двумя солистами: из четырех рук одна играет бас, а трем другим поручаются свободные голоса, образующие густую полифоническую фактуру. Во второй части на фоне pizzicato смычковых инструментов два клавира исполняют богато орнаментированную «бесконечную мелодию». В финале, написанном в ритме бурре, Бах вернулся к технике первой части, по-разному комбинируя инструменты и добиваясь ярких динамических контрастов.

Концерт для двух клавиров с оркестром Моцарт сочинил не позднее 1779 года, в 1780 году концерт был издан Иоганном Андрэ в городке Оффенбахе. От пианистов в этом концерте требуется абсолютное взаимопонимание и желательно равенство возможностей. Моцарт будто установил для себя почти непреложное правило: что появилось в одной партии, должно появиться и в другой, отчего музыкальная форма стала размеренной, почти симметрично расчерченной. В первой части два фортепиано часто образуют самодостаточный ансамбль и словно забывают о струнной группе и шести духовых инструментах, исполняя развернутые «соло вдвоем». Оркестр напоминает о себе то мощными вступлениями tutti, то трогательными высокими нотами гобоя, после чего восстанавливается паритет.
В Зальцбурге этот концерт могла исполнять с Моцартом его сестра Наннерль. Едва обосновавшись в 1781 году в Вене, Моцарт нашел среди своих учениц новую достойную партнершу. 23 ноября он сыграл концерт ми-бемоль мажор с Йозефой Барбарой фон Ауэрнхаммер в ее доме, а 26 мая 1782 года они повторили опыт на концерте в павильоне парка Аугартен.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход