Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром благодаря своему романтическому и страстному характеру принадлежит к числу самых популярных концертов Моцарта. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья – финал cимфонии № 40.
Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. На публике он очень любил играть партию клавира, одновременно дирижируя. Именно Моцарт в 1780-е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпанирующего инструмента (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в солирующий.
Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он утверждает: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки – впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».
Анна Булычёва
Через три года после отъезда за границу (в гастрольное турне, которое продлилось ни много ни мало пятнадцать лет) тридцатилетний Сергей Прокофьев реализовал свой давнишний замысел – написать «очень пассажистый» фортепианный концерт, ставший его третьим произведением в этом жанре. Получив «отвратительную», по словам самого автора, оценку американской прессы, концерт тем не менее очень скоро стал одним из известнейших сочинений Прокофьева-композитора и коронным номером многих концертных выступлений Прокофьева-пианиста. Возможно, причина огромной популярности именно третьего фортепианного концерта кроется в том, что произведение было написано на пике творческого пути и совместило в себе «еще не остывший пыл юношеского темперамента... с наступающей зрелостью и мудростью» (Борис Асафьев). Стремительный поток проносящихся перед слушателем контрастных тем – напористых и задорных, искрящихся энергией и озорством, сочных и выпуклых до осязаемости – образует классически стройную и пропорциональную композицию трех идеально выстроенных по форме частей. Сторонник «новой простоты» в музыке, Прокофьев умудряется изложить все свои музыкальные находки и выдумки, на которые так богато его воображение, с невероятным изяществом и лаконизмом: в концерте нет длиннот, общих мест, предсказуемых повторов, каждая музыкальная мысль словно помечена знаком nota bene и заставляет с неустанным интересом внимать поворотам неисчерпаемой прокофьевской фантазии.
Марина Иовлева