Санкт-Петербург, Концертный зал

Сибелиус


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистка – Клара-Джуми Кан (скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Саша Мякиля


В ПРОГРАММЕ:
Ян Сибелиус
Симфоническая увертюра «Карелия», соч. 10
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, соч. 47
Симфония № 6 ре минор, соч. 104

О концерте

Скрипка была любимым инструментом Яна Сибелиуса. В юности композитор мечтал о блестящей карьере скрипача-виртуоза. Увы, его мечтам не суждено было сбыться: Сибелиус начал заниматься слишком поздно и вдобавок перенес травму плеча. Тем не менее композитор никогда не терял интереса к скрипке и мог подолгу предаваться импровизациям на этом инструменте. Приближаясь к 40-летнему рубежу, он отмечал: «Все еще существует часть меня, стремящаяся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом». Вскоре Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь к инструменту. Концерт знаменит своей сложностью: в нем ярко выражено стремление композитора выявить беспредельные выразительные возможности скрипки – те, что для него самого как исполнителя были недоступны. Берлинская премьера сочинения прошла с невероятным успехом, а один из критиков сравнил музыку концерта с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».
Надежда Кулыгина

1890-е годы были для Яна Сибелиуса временем формирования национального стиля. Сибелиус не прошел мимо модного тогда в Финляндии романтического «карелианизма» – направления в искусстве, идеализировавшего Карелию, где сохранились древние традиции, где меньше сказывалась шведификация. Именно там Элиас Лённрот записал руны «Калевалы»! Летом 1892 года Сибелиус специально ездил в Карелию, чтобы записывать песни. 13 ноября 1893 года в Александровском университете в Хельсинки впервые прозвучала его сюита «Карелия» – увертюра и восемь пьес. Поводом для ее сочинения стал праздничный спектакль и лотерея в пользу учащихся Выборгской губернии. Под музыку Сибелиуса «живые картины» представляли историю Выборгского замка, заложенного шведами еще в XIII веке. Праздничная до-мажорная увертюра открывается темой в духе марша, которая у современников Сибелиуса ассоциировалась с образом Выборгского замка. Во всяком случае, музыка явно стилизована «под старину». Увертюра была напечатана в 1906 году лейпцигским издательством «Брейткопф и Гертель».
Анна Булычёва

Работу над Шестой симфонией Ян Сибелиус начал в 1918 году, когда была еще не закончена Пятая, а завершил спустя пять лет. Симфония впервые прозвучала 16 февраля 1923 года в Хельсинки под управлением автора. «Шестая симфония отличается диким и страстным характером,– писал Сибелиус, – ее музыка мрачна, но в ней есть пасторальные контрасты». Композитор преувеличивал: хотя в симфонии преобладает холодновато-угрюмый колорит, в ней нет ничего мрачного. Скорее к первым двум частям цикла подходит определение самого автора – «сумерки и пасторальность». Что же до «дикого и страстного характера», то он проявился лишь в своеобразном скерцо – картине неистовой скачки, неукротимого конского бега – и в финале, где Сибелиус намеревался устроить «оркестровую бурю». К концу финала буря стихает и все возвращается на круги своя, к печально гаснущим интонациям, напоминающим о начале симфонии.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход