Санкт-Петербург, Концертный зал

Мендельсон. Брух. Элгар

Солисты: Юрий Афонькин (альт), Иван Столбов (кларнет)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Николай Цнайдер

Оркестр Мариинского театра в лицах

В программе:
Феликс Мендельсон
Симфония №4 ля мажор «Итальянская», соч. 90

Макс Брух
Концерт для кларнета и альта с оркестром ми минор, соч. 88

Эдуард Элгар
«Энигма-вариации» для симфонического оркестра, соч. 36

«Итальянская симфония» ля мажор, соч. 90 Мендельсона – одно из ярчайших произведений музыкального романтизма. В симфонии с особой цельностью проявился зрелый индивидуальный стиль композитора, сочетающий верность классическим традициям с веяниями нового времени. Особое очарование симфонии придают изящество мелодического развертывания, непринужденность полифонических эпизодов. Недаром Мендельсона называли «Моцартом XIX века», а Стравинский полагал «Итальянскую симфонию» образцом элегантности в музыке.
Написанная под впечатлением путешествия по Италии (1830 – 1831) симфония далеко выходит за рамки пейзажных зарисовок или программных картинных образов. Музыка ее дышит молодостью, неподдельной радостью жизни, кипением восторженных чувств – они врываются с первыми же звуками Allegro vivace, наиболее развитой части симфонии. Полетную главную тему оттеняют песенные лирические образы, льющиеся необычайно естественно, но вместе с тем мастерски разрабатываемые (фугато струнных).
Лаконичная вторая, медленная, часть симфонии Andante con moto также в сонатной форме соединяет строгий хорал и бытовой песенно-танцевальный тематизм. О шубертовских истоках романтизма напоминает типичный австрийский лендлер третьей части Con moto moderato, перемежаемый столь же узнаваемыми возгласами охотничьих рогов в маршеобразном трио. Вихревое кружение Saltarello, лишь на миг омрачаемое грустными воспоминаниями, торжествует в финале Presto – картине шумного праздничного веселья, уличного карнавала.

Чтобы выступить в 1911 году с Двойным концертом, соч. 88, 73-летнему Максу Бруху потребовалось немалое мужество. Через два года после первых атональных пьес Шёнберга в 1909-м и за два года до взорвавшей музыкальный мир парижской премьеры «Весны священной» Стравинского в 1913-м Брух отважился сочинять в манере своей творческой юности – как если бы он навсегда остался младшим современником Шумана и Брамса, пылким последователем Вебера и Мендельсона. Эпоха модернизма отомстила Бруху, закрепив за ним незаслуженную репутацию ретрограда. Автора популярного Скрипичного концерта соль минор, соч. 26, объявляли ... эпигоном Брамса, не потрудившись даже удостовериться в том, что Концерт Бруха написан десятью годами ранее Скрипичного концерта Брамса. Между тем, поначалу все предвещало юному музыканту едва ли не великое будущее. В 14 лет Брух дирижирует премьерой своей юношеской симфонии в Кельне, к 19 годам заканчивает консерваторию по классам композиции и фортепиано, а в 20 лет он уже преподает в кельнской консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных ансамблей, вокальных циклов. Столь же успешно развивается его исполнительская и педагогическая карьера: среди учеников Макса Бруха такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.
К числу популярных по сей день произведений Бруха принадлежат «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, Adagio на кельтские темы, еврейская мелодия «Кол Нидрей» для виолончели с оркестром, обработки русских и шведских песен и танцев. Современники высоко ценили дарование Бруха – пылкого и яркого романтика, превосходного мелодиста, мастера отточенной музыкальной формы, эрудита, блистательного профессионала. В 1893-м, в один год с Чайковским, Сен-Сансом, Григом, ему было присвоено звание почетного доктора музыки Кембриджского университета. Слушая Двойной концерт Бруха, лучше постараться забыть, что он написан в 1911 году. Мысленно перенесясь в «золотой век» немецкого музыкального романтизма, ощутив себя, подобно композитору, внутри круга его великих предшественников и современников, мы прикоснемся к классическому образцу стиля, к роднику непосредственного чувства и редкого мелодического обаяния.
Первое исполнение Концерта состоялось в Вильгельмсхафене в 1912 году.
Большое распространение получила версия Концерта для скрипки и альта с оркестром.
Иосиф Райскин

Вариации для оркестра на собственную тему (вариации «Энигма») были завершены Эдуардом Элгаром в 1899 году и превратились в его визитную карточку. Предание гласит: однажды Элгар после целого дня педагогической деятельности сымпровизировал тему, в которой слышится понятная усталость и которая русскому уху напоминает трудовую песню «Эй, ухнем». Тема привлекла внимание жены композитора Кэролайн Элис Элгар, и он сымпровизировал также вариации. За инициалами или вымышленными именами скрыты самые близкие композитору люди. Романтическая и утонченная первая вариация, непосредственно продолжающая тему, посвящена жене. В вариации № 6 тема поручена альтам (Исабель Фиттон обучалась у Элгара игре на этом инструменте). Однажды герой вариации № 7, архитектор Артур Тройт Гриффит, и автор были застигнуты грозой и укрылись в доме Уинифред Норбери (см. вариацию № 8). Особняком стоит вариация № 9 «Нимрод» (А.Дж. Джаггер), изумительное по красоте и оркестровой выразительности Адажио – шедевр Элгара. Под именем библейского царя Нимрода, строителя Вавилонской башни, выведен один из друзей композитора, служивший в лондонском музыкальном издательстве Новелло.
Среди остальных пьес некоторые – милые безделушки. Дорабелла – это заикающаяся Дора Пенни, вариация № 11 – портрет отнюдь не Джорджа Робертсона Синклера, органиста в Херефорде, а его любимого бульдога. В такте 13 вариации № 13 на фоне мерных фигур у альтов и тремоло литавр, изображающих колыхание волн и шум машины в трюме, кларнет играет побочную тему увертюры Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание», которую за ним повторяют трубы и тромбоны: героиня вариации отплывала в Австралию. Финал, в котором к оркестру может присоединяться орган, – это Эдуард Элгар собственной персоной. Все загадки он в свое время раскрыл, прокомментировав сочинение. Но при этом загадал потомкам загадку второго уровня: якобы в вариациях есть еще некая скрытая в толще партитуры неявно звучащая тема… Ее ищут до сих пор, и поиски заставляют возвращаться к «Энигме», нащупывая под листками из домашнего альбома более глубокий смысл.
Анна Булычёва
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход