Санкт-Петербург, Концертный зал

Брамс. Чайковский

Солист – Денис Мацуев (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

В программе:
Иоганнес Брамс
Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре минор

Петр Чайковский
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор

В 1850-е годы немецкой публике был известен молодой пианист Иоганнес Брамс, в репертуаре которого были фортепианные концерты Моцарта и Бетховена. В начале 1880-х во всех крупных городах Германии и Австро-Венгрии успели оценить Первый концерт Брамса ре минор, соч. 15, в исполнении автора. Однако успех к сочинению пришел не сразу: премьера в Ганновере 22 января 1859 года и последовавшее вскоре исполнение концерта в Лейпциге Брамса не порадовало. Понятно, что «пронзительные диссонансы» и«неприятные звуки», как выразился обозреватель «Сигнала музыкального мира» Эдвард Бернсдорф, не понравились критикам. Как ни странно, публике концерт сперва тоже не понравился. В Лейпциге обошлось без аплодисментов. Фирма «Брайткопф и Гертель» даже отказалась сотрудничать с молодым и по-видимому неперспективным композитором.
А дело в том, что первые слушатели ждали привычной концертной музыки – виртуозной и необременительной. Вместо этого им предъявили сочинение симфонических масштабов, перекликающееся с Девятой симфонией Бетховена. В первой части концерта бушуют нечеловеческие страсти, но ошеломленные меломаны не смогли сполна насладиться даже Adagio – прекрасным образцом брамсовской лирики (сам композитор говорил, что вторая часть концерта – это портрет его музы Клары Шуман).

Петр Ильич Чайковский начал работу над Вторым концертом для фортепиано с оркестром в октябре 1879-го, а завершил его в марте 1880 года, посвятив Николаю Григорьевичу Рубинштейну. Возможно, в посвящении есть частичка запоздалого извинения за уход из возглавляемой Рубинштейном Московской консерватории. Первая часть, в движении блестящего марша, уникальна числом фортепианных соло: девять раз солист надолго остается без сопровождения оркестра. Зато во второй части наравне с фортепиано солируют скрипка и виолончель. Лишь дважды Чайковский обратился к ансамблю этих трех инструментов: во Втором концерте и в «Трио памяти великого художника» (1881–1882), написанном вскоре после смерти Николая Рубинштейна. В финальном рондо обаятельно – как умел только Чайковский – сочетаются фольклор и романтическая фантастика. Если Первый фортепианный концерт Чайковского впервые прозвучал в Бостоне, то Второй – в Нью-Йорке (12 ноября 1881 года). В Москве концерт впервые исполнил 30 мая 1882 года Сергей Иванович Танеев, дирижировал Антон Григорьевич Рубинштейн.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход