Санкт-Петербург, Концертный зал

Бах. Шнитке. Соллима

Дирижер – Марио Брунелло

Марио Брунелло в цикле концертов ко дню рождения Иоганна Себастьяна Баха «Бах плюс…»

В программе:
Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV 1048
Солисты: Станислав Измайлов (скрипка), Михаил Рихтер (скрипка), Дина Зикеева (скрипка), Артур Косинов (альт), Андрей Петушков (альт), Евгений Барсов (альт), Марио Брунелло (виолончель), Владимир Юнович (виолончель), Оксана Мороз (виолончель), Кирилл Кариков (контрабас), Валерия Румянцева (клавесин)


Альфред Шнитке
Concerto grosso № 1
Cолисты: Илья Иофф (скрипка), Лидия Коваленко (скрипка), Валерия Румянцева (подготовленное фортепиано и клавесин)


Иоганн Себастьян Бах
Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор, BWV 1051
Солисты: Юрий Афонькин (альт), Александр Шелковников (альт), Марио Брунелло (виолончель), Владимир Юнович  (виолончель), Оксана Мороз (виолончель), Кирилл Кариков (контрабас), Валерия Румянцева (клавесин)


Джованни Соллима
«Виолончели, вибрируйте!»
Солисты: Марио Брунелло (виолончель) и Владимир Юнович (виолончель)

24 марта 1721 года Иоганн Себастьян Бах отправил маркграфу Кристиану Людвигу Бранденбургскому партитуры шести концертов «для различных инструментов». Маркграф, с которым Бах познакомился в 1719 году в Берлине, был страстным меломаном, собравшим партитуры более двухсот концертов разных авторов, и горячим поклонником Антонио Вивальди. Бранденбургские концерты Баха написаны по модели Вивальди (почти все в трех частях и с участием духовых инструментов), но они в высшей степени оригинальны. Среди них нет двух похожих, каждый неповторим, а вместе они составляют настоящую энциклопедию барочной музыки.

Концерты № 3 и 6, в отличие от остальных четырех, не принадлежат к числу concerti grossi (барочных концертов для нескольких солистов и оркестра). Они написаны для камерных ансамблей, в которых каждую партию играет один человек, таким образом, солистами являются все исполнители. При исполнении бóльшим числом музыкантов один из них становится concerto grosso, другой – концертом для оркестра.

Концерт № 3 предназначен для трех скрипок, трех альтов, трех виолончелей и basso continuo. Невольно вспоминается символика Троицы, которую партия basso continuo как будто бы нарушает. Но и эту партию Бах записал на трех строках для трех инструментов: виолончели, виолона и клавесина. Первую часть концерта он впоследствии превратил во вступление к 174-й кантате «Я люблю Всевышнего всей душой» (1729). На месте второй части в партитуре записаны лишь два неустойчивых аккорда. Возможно, предполагалась импровизируемая каденция скрипки, клавесина или другого инструмента: поставив в нотах нечто вроде многоточия, Бах словно пригласил исполнителей к сотрудничеству.

Бранденбургский концерт № 6 написан для двух альтов, двух виол да гамба и basso continuo. Вопреки традициям, золушки-альты концертируют, а благородные гамбы аккомпанируют. Объяснение, вероятно, в том, что тогдашний патрон Баха князь Анхальт-Кётенский любил играть на гамбе, в то время как сам Бах с удовольствием играл на альте (нетрудно догадаться, который из двоих музицировал виртуознее!). Во второй части гамбы замолкают, и на фоне аккомпанемента continuo альты ведут бесконечно прекрасную двухголосную фугу. Если увеличить число исполнителей, концерт № 6 превращается в concerto grosso для двух альтов и низких струнных.
Анна Булычёва

Альфред Шнитке (1934–1998) посвятил Concerto Grosso № 1 своим друзьям, скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. С их участием премьера одного из самых популярных сочинений Шнитке состоялась 20 марта 1977 года в Ленинграде (партию подготовленного рояля и клавесина исполнил Юрий Смирнов, ансамблем солистов оркестра Ленинградской филармонии дирижировал Эри Клас).
Концертность всегда превалировала в музыкальных предпочтениях Шнитке. Его привлекала диалогичность, позволяющая в рамках соревнования-спора солистов и оркестра (или групп оркестра между собой) наглядно высветить конфликтную драматургию произведения.

Concerto Grosso № 1 – ярчайший манифест полистилистики в творчестве композитора. Сам жанр, отсылающий к эпохе барокко, вызывал к жизни прямые стилистические параллели с музыкой Вивальди, Корелли, Генделя. Рядом с романтизацией прошлого особенно контрастно воспринимаются «диверсии» диссонансов, пародийно-глумливый тембр подготовленного фортепиано, фрагменты, выдержанные в додекафонной (серийной) технике.
Наконец, наиболее выразителен контраст, рождающийся всякий раз при вторжении «низкой» музыки быта в «высокий» филармонический жанр. Это и вступительная тема Прелюдии, исполняемая на подготовленном рояле, – она потом проходит в разных частях цикла как тема-рефрен всего сочинения. Это и внезапное шокирующее танго, звучащее во втором эпизоде Рондо. Между прочим, заимствовано танго из музыки Шнитке к фильму Элема Климова «Агония», долгие годы по воле цензуры пролежавшему на полке.
В Concerto Grosso немало заимствований из музыки Шнитке к другим игровым и документальным фильмам, что подчеркивает настойчивую ориентацию композитора на стирание граней, разрушение межжанровых перегородок в сознании исполнителей и слушателей. «Музыкальный язык должен быть единым, каким он был всегда», – говорил Шнитке. Поиски этого универсального языка и привели композитора к созданию того направления в современной музыке, которое, с его легкой руки, получило название полистилистики.

Джованни Соллима (р. 1962) – итальянский композитор и виолончелист. Он завоевал известность как блестящий классический исполнитель, а также как экспериментатор в области джаза, рока и даже поп-музыки. Соллима превыше всего ценит свободу интерпретации и смело чередует разные исполнительские манеры – барочный аутентизм, и джазовые импровизации, своеобразно звучащие на виолончели гитарные «запилы» в духе легендарных рок-музыкантов. Недаром Джованни Соллиму называют Джимми Хендриксом виолончели. Сам музыкант подчеркивает свою всеохватную любовь к музыке, не знающую границ между «высокими» и «низкими» жанрами: от барокко до рока.
«Знаете, – говорит он, – виолончель имеет много общего с электрогитатрой. Они обе могут петь, кричать. С помощью этого инструмента вы можете выражать любые эмоции – плакать, смеяться и улыбаться. Я постоянно заимствую технические приемы из арсенала электрогитары».
Виолончелист сотрудничает с крупнейшими музыкантами современности, такими как Риккардо Мути, Гидон Кремер, Юрий Башмет. Как композитор он получает заказы на музыку к кинофильмам и театральным спектаклям от режиссеров Питера Гринуэя, Роберта Уилсона, Петера Штайна. Соллима изучает фольклор его родной Сицилии и других стран Средиземноморья, увлекается игрой на этнических инструментах Запада и Востока.

Композиторское творчество Джованни Соллимы развивается в русле свободно трактуемого «минимализма». Используя репетитивную технику, он стремится к открытой эмоциональности, прибегает к «интонационному словарю» романтизма, строит из «повторяющихся структур» крупную, как правило, одночастную музыкальную форму. Такова и пьеса для двух виолончелей и струнного оркестра «Виолончели, вибрируйте!». Яркая, переменчивая по настроению музыка привлекает разнообразием динамических нюансов и темповых градаций, рельефными кульминациями.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход