Исполнители
Авторы и постановщики
Музыка
Карла Черни Хореография
Харальда Ландера (1948)
Оркестровка и аранжировка –
Кнудаге Риисагер
Балетмейстер-постановщик – Джони Элиазен
Художник по свету – Александр Наумов
Мировая премьера – 15 января 1948 года, Королевский Датский балет, Королевский театр, Копенгаген
Премьера в Мариинском театре – 18 апреля 2003 года
Премьера возобновления – 27 февраля 2010 года
Продолжительность балета 45 минут
Это один из ключевых текстов балетного репертуара всех времен и народов. Идея, что называется, поднята с пола. Каждое утро по всему земному шару у балетных артистов начинается одинаково: зал, зеркало, палка, прикрепленная вдоль стен и отполированная прикосновениями многих рук. В этих одинаковых декорациях каждое утро по всему земному шару тысячи балетных артистов вот уже пару сотен лет делают одно и то же в одной и той же последовательности: держась за палку, plie, battements tendu, battements jete, ronds и так далее. Сделали. Вышли на середину зала. Повторили то же самое. Попрыгали. Это называется экзерсис – ежедневные упражнения для беглости ног. Прозаичнейшая, обыденнейшая вещь, как чистка зубов или завязывание шнурков. В этой профессиональной прозе Ландер разглядел самородок чистого театрального золота: практически готовый балет. Автор балета – анонимный коллективный, ибо последовательность и контур движений экзерсиса вытачивались столетиями. Балетный экзерсис в «Этюдах» – все: герой, сюжет, композиция, содержание, повод, оправдание действия, само действие, наконец. Танцовщики произносят буквы-движения балетного алфавита, складывают буквы в слоги, слоги в слова, слова во фразы, фразы в стихотворные строки.
Перенеся на сцену экзерсис, Ландер решительно, резко и принципиально отказался от всяких притязаний на собственную подпись и авторство вообще. Но хореограф-отказник тем самым достиг обратного эффекта: его имя и его произведение по всему балетному миру давно произносят как одно название «Этюды Ландера».
Юлия Яковлева