Санкт-Петербург, Концертный зал

Моцарт. Иоганн и Йозеф Штраусы

Солист и дирижер – Райнер Хонек (скрипка)
Симфонический оркестр Мариинского театра

В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для скрипки с оркестром № 5 ля мажор

Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 36 до мажор («Линцская»)

Иоганн и Йозеф Штраусы
Польки и вальсы

С осени 1770 года пятнадцатилетний Моцарт – концертмейстер в капелле зальцбургского князя-архиепископа Иеронима Колоредо. Превосходный скрипач, Моцарт вынужден потворствовать вкусам княжеского двора, регулярно сочиняя серенады и дивертисменты, в которых всегда находилось место для виртуозных фрагментов, излюбленных публикой.
Когда в 1775 году Моцарт обратился к сочинению концертов для скрипки с оркестром, он уже был хорошо знаком с концертным стилем Вивальди и Корелли, глубоко изучил партитуры Тартини, Джеминиани, Локателли, Боккерини. И, разумеется, старался в своих концертах – в особенности начиная с Третьего соль-мажорного – следовать более строгим и глубоким образцам жанра. Моцарт ни на мгновение не сковывает свой живой и бурный темперамент цепями «ученого» стиля. Задушевность, искренность лирического излияния он сочетает с блеском и остроумием, сторонясь при этом внешних эффектов. Пятый концерт – несомненно вершинное достижение Моцарта; в нем он словно суммирует все свои достижения в этом жанре, опробованные на собственном опыте композитора и исполнителя в одном лице. В Allegro возвышенный лиризм сочетается с грациозным лукавством; исповедальные страницы Adagio исполнены непосредственного и глубокого чувства. В финальном Rondo изысканный менуэт обрамляет внезапно врывающееся неистовое интермеццо в «турецком стиле» (из-за чего Концерт иногда называют «Турецким»). Эпизод этот Моцарт заимствует из музыки балетной сцены «Ревность в серале», написанной им к ранней опере «Луций Сулла».
Двадцатилетний Моцарт – как не пожалеть об этом! – по собственным словам, «повесил скрипку на гвоздь» и более не обращался к жанру скрипичного концерта. Выступая же в качестве ансамблиста при исполнении своих квартетов и трио, он, как правило, предпочитал альт, быть может, отдавая должное его глубокому и лишенному блеска тембру.


В октябре 1783 года по дороге из Зальцбурга в Вену Моцарт на несколько дней остановился в Линце. Композитору тут же предложили «академию» (то есть, выражаясь современным языком – авторский концерт). Тогда принято было в каждом концерте знакомить публику с новыми сочинениями. В письме к отцу от 31 октября Моцарт сообщает: «Во вторник 4 ноября я даю академию в здешнем театре. И так как я не захватил с собой ни одной симфонии, то сочиняю очертя голову новую, которая обязательно должна быть к этому дню готова».
Огромную – по тем временам просто грандиозную! – симфонию (она длится около 40 минут) Моцарт сочинил за три дня. Поражает даже не столько несравненный дар композитора, не столько божественный источник его мелодического обаяния, сколько мощь и драматургическая цельность замысла симфонии. После «Линцской» симфонии Моцарт спустя три года напишет «Пражскую», впервые прозвучавшую в январе 1787 года в городе, давшем симфонии имя. А летом следующего 1788 года, снова за фантастически краткое время, создаст бессмертную триаду последних симфоний (все три – за два месяца!) – ми бемоль-мажорную, соль-минорную и до-мажорную «Юпитер».
Следуя во многом по пути, уже проложенному Гайдном, вдохновляясь полифонией великого Баха, Моцарт заглядывает за горизонт «галантного века», пророча героические страницы Бетховена, романтический симфонизм Шуберта… «Линцская» симфония (1783) в этом смысле может быть поставлена рядом с последними симфоническими шедеврами Моцарта. По меткому замечанию Альфреда Эйнштейна, «галантный и ученый стиль сливаются здесь воедино – бессмертное мгновение в истории музыки. Симфония, некогда служебный жанр, назначение которого – заставить слушателя в опере замолчать перед началом акта либо открыть и закрыть концерт, – оказывается теперь в центре концертного вечера».


В творчестве Иоганна Штрауса (сына) венский вальс и другие жанры прикладной танцевальной музыки – полька, кадриль, галоп – достигли высшей степени поэтизации. Приняв эстафету из рук своего отца Иоганна Штрауса-старшего и родоначальника жанра Йозефа Ланнера, Иоганн Штраус вывел венский вальс из танцевальных залов на филармонические подмостки. Восторженно отзывались о Штраусе, композиторе и дирижере, и его современники – Лист, Берлиоз, Вагнер, Брамс, и продолжатели заложенной им традиции – Малер, Рихард Штраус, Равель… Особую признательность завоевал Иоганн Штраус в России своими многолетними концертами в Павловском вокзале под Петербургом, где наряду с собственными произведениями исполнял музыку Глинки, Чайковского и других русских композиторов. Дважды приезжал в Россию и выступал с оркестром своего брата и Йозеф Штраус, автор более 300 популярных танцевальных пьес.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход