Санкт-Петербург, Концертный зал

Валерий Гергиев представляет молодых музыкантов Югры

Молодые солисты Югры и Мариинского театра
Солисты концертно-театрального центра «Югра-Классик»
При участии Дениса Мацуева
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

В программе:
Фрагмент хореографического спектакля «Река. Цвет белый. ру»
Аранжировка – Сергей Мещеряков
Хореография – Сергей Смирнов

Попурри регтаймов «Золотой век ксилофона»
Аранжировка Флойд Верле

Виктор Эвальд
Квинтет для медных духовых инструментов № 3 ре-бемоль мажор, соч. 7

Джакомо Пуччини
Рассказ Мими из оперы «Богема»

Вольфганг Амадей Моцарт
Первая ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»

Петр Чайковский
Ариозо Воина из кантаты «Москва»

Антон Аренский
Песня Певца за сценой из оперы «Рафаэль»

Петр Чайковский
Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта»

Джузеппе Верди
Сцена смерти Родриго из оперы «Дон Карлос»

Жорж Бизе
Хабанера из оперы «Кармен»

Джузеппе Верди
Ария Альфреда из оперы «Травиата»

Шарль Гуно
Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»

Иоганнес Брамс
Концерт для фортепиано с оркестром ре минор № 1

Солист – Денис Мацуев (фортепиано)

Ведущие концерта: Александр Вовненко и Татьяна Борисова

Север, воля, надежда, страна без границ.
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья...
Владимир Высоцкий

Тема освоения Сибири во второй половине прошлого столетия вдохновляла многих художников: Андрея Кончаловского, Владмира Высоцкого, Еремея Айпина. Каждый из них видел в этом что-то свое: романтику, подвиг, бесшабашность, преданность делу и любовь к Родине.
«Река. Цвет белый. ru»  – хореографическая фантазия прославленного уральского балетмейстера, в которой автор стремится ответить на разные, но очень важные вопросы:
КТО те молодые люди, покорившие в  60-е и 70-е годы XX века суровый сибирский край – Югру?
ЧТО их вдохновляло?
КАК им удалось совершить свой подвиг, сохранив себя?
ГДЕ подлинное место любви и романтики?
А еще...
«ПОЧЕМУ эти птицы на Север летят, если птицам положено только на Юг?»

Виктор Владимирович Эвальд (1860–1935) был известным ученым, специалистом по строительным материалам, проектировал здания, преподавал в Институте гражданских инженеров, Институте путей сообщения. А параллельно вел «вторую жизнь»: окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, стал виолончелистом «Беляевского квартета», игравшего на вечерах у мецената и издателя Митрофана Петровича Беляева, собирал русские народные песни.
В истории музыки Эвальд занимает почетное место одного из основоположников жанра квинтета для медных духовых инструментов. Четыре его квинтета создавались начиная с 1888 года, но в свое время считались слишком трудными и были по-настоящему оценены исполнителями только в 1970-е.
Квинтет № 3 ре-бемоль мажор, соч. 7, на самом деле написан последним, около 1912 года (музыкальная деятельность Эвальда после революции, похоже, прервалась). Он целиком выдержан в стиле «Беляевского кружка» с его культом профессионализма, совершенной композиторской техники, строгой формы и национального характера. В музыке слышны отзвуки Римского-Корсакова и Мусоргского. Удивительно, как много в ней лирики и кантилены – недаром два из четырех квинтетов Эвальда существуют также в версиях для струнного квартета.
Эвальд предназначал свои квинтеты для двух корнетов, двух саксгорнов и тубы, партию которой композитор исполнял сам. В современных изданиях инструменты заменены на более привычные сегодня две трубы, валторну, тромбон и лишь туба осталась неизменной.

В 1850-е годы немецкой публике был известен молодой пианист Иоганнес Брамс, в репертуаре которого были фортепианные концерты Моцарта и Бетховена. В начале 1880-х во всех крупных городах Германии и Австро-Венгрии успели оценить Первый концерт Брамса ре минор, соч.  15, в исполнении автора.
Однако успех к сочинению пришел не сразу: премьера в Ганновере 22 января 1859 года и последовавшее вскоре исполнение концерта в Лейпциге Брамса не порадовало. Понятно, что «пронзительные диссонансы» и «неприятные звуки», как выразился обозреватель «Сигнала музыкального мира» Эдвард Бернсдорф, не понравились критикам. Как ни странно, публике концерт сперва тоже не понравился. В Лейпциге обошлось без аплодисментов. Фирма «Брайткопф и Гертель» даже отказалась сотрудничать с молодым и, по-видимому, неперспективным композитором.
А дело в том, что первые слушатели ждали привычной концертной музыки – виртуозной и необременительной. Вместо этого им предъявили сочинение симфонических масштабов, тематически перекликающееся с Девятой симфонией Бетховена. В первой части концерта бушуют нечеловеческие страсти, но ошеломленные меломаны не сумели сполна насладиться даже Adagio – прекрасным образцом брамсовской лирики (сам композитор говорил, что вторая часть концерта – это портрет его музы Клары Шуман).
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход