Санкт-Петербург, Концертный зал

Форе. Франк

Дирижер – Марк Минковски

В программе:
Габриэль Форе. Павана, соч. 50
Сезар Франк. Симфония ре минор
Габриэль Форе. Элегия, соч. 24
Габриэль Форе. Реквием, соч. 48

Солисты
Анастасия Калагина (сопрано), Евгений Уланов (баритон)
Олег Сендецкий (виолончель)

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Павана Габриэля Форе написана в 1887 году, во времена, когда лучшую музыку об Испании писали французские и русские композиторы, а сама страна за Пиренеями предпочитала загадочно молчать. Положив в основу своего сочинения ритм, из одноименного медленного испанского придворного танца, украсив мелодией, полной неги и насытив «пряными» гармониями, Форе отдал дань увлечению французов испанской музыкой. Основная тема Паваны то проявляется, то исчезает в череде гармонических и мелодических кульминаций, оставляя за собой прохладно-призрачный шлейф элегантности времен Belle Époque.
Произведение написано для неполного оркестра, в состав которого входят струнные и по паре флейт, гобоев, кларнетов, фаготов и рожков. Однако Павана стала настолько популярной, что ее можно услышать во множестве инструментальных версий.

Реквием Габриэля Форе, в отличие от произведений этого жанра Моцарта и Верди, не акцентирует внимание слушателя на идее смерти и сценах Страшного Суда. Вместо мрачности здесь присутствует светлая грусть, вместо картин адских мук – образы рая, вместо отчаяния – надежда. Одному из критиков Форе писал в 1902 году: «Говорят, что в этой музыке я не выразил страха смерти, – кто-то назвал мой Реквием колыбельной песней. Но такой я воспринимаю смерть: как счастливое освобождение, путь, ведущий к запредельному счастью, и лишь в малой мере – как щемящий сердце переход от известного к неведомому». Почти интимную и глубоко человечную музыку Реквиема Форе отличают выразительная мелодика и импрессионистическая тонкость гармонических красок. Практически сразу Реквием прочно обосновался в концертных залах, хотя Форе настоятельно подчеркивал литургический характер своего произведения.

Старший современник и соотечественник Форе Сезар Франк большую часть жизни провел на посту органиста церкви св. Клотильды в Париже. Этот скромный, религиозный человек, любивший тишину, не стремился к славе и создавал серьезную и глубокую музыку, такую как Симфония ре минор, в которой романтический порыв и свобода высказывания заключены в строгие, классически ясные формы.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход