Санкт-Петербург, Концертный зал

Перголези. Берлиоз


Четвертый концерт 13-го абонемента

Джованни Баттиста Перголези. Stabat Mater
Солистки: Ольга Кондина, Злата Булычева
Дирижер – Михаил Татарников

Гектор Берлиоз. «Ромео и Джульетта»
драматическая симфония для солистов, хора и оркестра
по трагедии Уильяма Шекспира
Солисты: Екатерина Семенчук, Дмитрий Воропаев,
Илья Банник

Хор, детский хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев
Главный хормейстер – Андрей Петренко

Джованни Батиста Перголези (1710–1736) за свою короткую жизнь написал десять опер, ораторию и множество духовных сочинений, в том числе оперу «Чудо божественной благодати» – «дипломную работу» при окончании консерватории в Неаполе. Прославиться же ему выпало комической оперой «Служанка-госпожа» и песнопением Stabat mater, которое повествует о страданиях девы Марии и звучит в католической церкви, главным образом, на Страстной неделе.
Перголези написал Stabat mater незадолго до своей смерти 16 марта 1736 года. Тяжело заболев и не надеясь выздороветь, композитор поселился во францисканском монастыре. Stabat mater – плод заочного соревнования с Алессандро Скарлатти (1660–1725), чье произведение на этот латинский текст было очень популярно в Неаполе. Сочинение Перголези – для того же состава исполнителей, который в свое время избрал Скарлатти, но в совершенно новом стиле. Это пришедший из светской музыки галантный стиль, рожденный, чтобы в простой, доступной форме передавать естественные чувства.
Stabat mater была уготована огромная известность. В XVIII веке это сочинение исполняли по всей Европе, ноты многократно переиздавались. Даже в XIX веке творчество Перголези не кануло в Лету. Разве могли в эпоху романтизма отринуть композитора, умершего совсем молодым от туберкулеза?
Анна Булычева

 

Драматическая симфония Гектора Берлиоза «Ромео и Джульетта» была написана в 1839 году и впервые исполнена год спустя. Текст принадлежит Эмилю Дешану, который опирался на трагедию Шекспира в обработке Дэвида Гаррика. В этом произведении Берлиоз подтвердил репутацию наследника Бетховена, чьей Девятой симфонией подсказаны и масштабы «Ромео и Джульетты» (на премьере оркестр состоял из 160& музыкантов), и идея использовать хор и солистов. Таким образом, «Ромео» находится на полпути между симфонией и оперой.
Берлиоз выбрал ключевые сцены трагедии Шекспира, но акценты расставил очень индивидуально, как настоящий романтик. Хоровые интродукция и финал обрамляют три симфонические части, которые принадлежат к наиболее известным страницам симфонии: «Большой праздник у Капулетти», «Сцена любви. Джульетта на балконе и Ромео в тени», «Фея Маб, царица снов» (скерцо). Более всего приближается к оперной сцене финал с арией патера Лоренцо и хоровой Клятвой примирения.
Уже в XIX веке симфония «Ромео и Джульетта» получила признание у русской публики. Неудивительно, что отзвуки Берлиоза слышатся даже в «Лебедином озере».
Анна Булычева

 
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход