Санкт-Петербург, Концертный зал

Гайдн. Бетховен. Мусоргский. Вагнер
Скрипач и дирижер – «артист месяца» Игорь Группман


Йозеф Гайдн. Симфония № 45, «Прощальная»
Людвиг ван Бетховен. Романс для скрипки с оркестром
Модест Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти»
Солист – Евгений Никитин
Рихард Вагнер. Вступление и сцена смерти Изольды из оперы «Тристан и Изольда»

Симфонический оркестр Мариинского театра

Йозеф Гайдн. Симфония № 45, «Прощальная»
«Прощальная» симфония – одно из самых знаменитых сочинений венского мастера. Необычный характер этой музыки уже при жизни композитора породил множество легенд об обстоятельствах ее создания. В 1772 году Гайдн, находившийся в то время на службе у венгерского князя Эстергази, получил заказ на сочинение очередной симфонии: князь был большим любителем музыкального искусства, и редкий вечер в его владениях обходился без домашнего концерта. Новинка поразила воображение Эстергази и его гостей с первых же тактов своим скорбным минорным тоном, драматически экспрессивной темой в сопровождении тревожно пульсирующих аккордов. Однако главный сюрприз ожидал слушателей в конце: после традиционного заключения в четвертой части следовала дополнительная пятая часть, введенная композитором с определенной и оригинальной целью. Во время ее исполнения музыканты по очереди гасили свечи, стоявшие у них на пюпитрах, и уходили, забрав инструменты, – так, что завершало симфонию звучание всего двух скрипок, на одной из которых играл сам Гайдн. Согласно свидетельству друга и первого биографа композитора, Г. А. Гризингера, столь удивительное окончание сочинения было призвано служить своеобразным намеком Эстергази: в тот год князь задержался в летней резиденции, а среди оркестрантов было несколько молодоженов, которым не терпелось воссоединиться со своими вторыми половинами, оставшимися в городе. Гризингер отмечает, что Эстергази оказался не менее остроумным, чем его придворный композитор – когда музыканты удалились, он произнес: «Что же, раз все ушли, то и нам придется покинуть этот замок». И на следующий же день отдал приказ о возвращении в город.

Рихард Вагнер. Вступление и сцена смерти Изольды из оперы «Тристан и Изольда»
Замысел величайшей музыкальной драмы Вагнера был связан с желанием дать определение любви, представить всесторонний анализ ее феномена. «Хотя я в своей жизни не вкушал истинного любовного счастья, я хочу воздвигнуть памятник этой прекраснейшей грезе», – писал немецкий мастер. Источником вагнеровской «драмы чувств» явилась средневековая легенда о рыцаре и прекрасной даме, предназначенной судьбой стать невестой другого. Историю, в основе которой классический любовный треугольник, композитор превращает в «подлинно метафизический опус». Изысканная, напряженная, экстатическая музыка как нельзя более соответствует миру томлений и неутоленных страстей, составляющих эмоциональную атмосферу сочинения. Лучшие эпизоды «Тристана» – это оркестровое вступление и финальная сцена смерти Изольды. Эти два больших фрагмента образуют арку, обрамляющую все произведение, и по музыке дополняют друг друга – вот почему они нередко исполняются подряд без перерыва, в виде одной концертной пьесы. Соединение тем любви, сконцентрированных во вступлении, с темой смерти Изольды в финальной сцене выражает главную идею всего «Тристана»: любовь и смерть как две нераздельные стороны одного явления.
Надежда Кулыгина

 

Модест Мусоргский. Вокальный цикл «Песни и пляски смерти»
Вокальный цикл М. П. Мусоргского «Песни и пляски смерти» (1875–1877) – одно из самых необычных воплощений в мировой культуре известного со времен Средневековья сюжета. На замысел сочинения, подсказанный художественным критиком и другом композитора, В. В. Стасовым, оказала влияние и знаменитая «Danse macabre» Ф. Листа. Вместе с поэтом А. А. Голенищевым-Кутузовым Мусоргский создал оригинальную композицию из четырех самостоятельных частей, объединенных одним образом. В «Колыбельной» это еще Смерть-утешительница; но уже в конце следующего номера, «Серенады», маска сострадания сорвана и победный клич Смерти («Ты моя!») открывает подлинное ее лицо. В финале цикла образ смерти обретает поистине вселенский масштаб. Композитор заменил название «Торжество смерти», данное Голенищевым-Кутузовым, на «Полководец», построив музыкальный образ Смерти на победоносно-устрашающем марше. Под впечатлением от первого исполнения «Полководца» Мусоргский писал поэту: «Какая-то пригвождающая к месту, какая-то неумолимая, смертельная любовь слышится! Это… смерть, холодно-страстно влюбленная в смерть, наслаждается смертью».
Д. Д. Шостакович в 1962 году создал оркестровую редакцию «Песен и плясок смерти», которыми он восхищался и называл «архигениальным сочинением». Он посвятил ее Г. П. Вишневской, первой исполнительнице оркестровой версии цикла (премьера состоялась 12 ноября 1962 года в Горьком, дирижер – М. Л. Ростропович).
Владимир Горячих



Людвиг ван Бетховен. Романс для скрипки с оркестром фа-мажор
Второй скрипичный романс Бетховена – одно из ранних сочинений композитора, написанное предположительно в 1798 году. Те, у кого немецкий классик ассоциируется прежде всего с монументальными героическими концепциями, возможно, будут удивлены встрече с совсем другим Бетховеном в этом светлом лирическом произведении, созданном словно на одном дыхании. Романс относится к тому счастливому периоду жизни композитора, когда он, молодой провинциал, недавно приехавший в Вену, сумел за короткий срок приобрести известность и славу. Не желая ограничиваться популярностью пианиста-виртуоза, Бетховен продолжил совершенствоваться в исполнительском искусстве, беря уроки скрипичной игры у своего друга, выдающегося музыканта Игнаца Шупанцига. В результате этого творческого сотрудничества на свет появилось немало прекрасных сочинений для солирующей скрипки, среди которых Романс фа-мажор – одно из самых известных и любимых аудиторией.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход