Династия Могилевских
Трудно найти семью музыкантов, где родители не хотели бы видеть музыкантами своих детей. Объяснений несколько. Во‑первых, это удобно: старшие вводят младших в тот профессиональный мир, в котором они, старшие, хорошо ориентируются, а значит, могут облегчить своему ребенку проблемы жизненной адаптации. Во‑вторых, это приятно: дорогое вам существо музицирует, то есть занимается делом, которое вы сами, будучи музыкантом, любите искренне и глубоко. И, наконец, это естественно: в семье музыкантов дети, как правило, обнаруживают природную способность к музыке – так почему же нужно искать им другое занятие?
Подтверждений сказанному слишком много, чтобы их приводить. Даже если не тревожить тени Бахов, Куперенов и других великих музыкантских семей (а точнее – родов), можно почти наугад называть имена знаменитых российских современников, чьи дети и внуки продолжают дело отцов и дедов: Шостакович, Нейгауз, Гилельс, Ойстрах, Рождественский… Эту же славную традицию поддерживают Могилевские.
Здесь тоже целый род, насчитывающий, по крайней мере, четыре поколения. Самый старший (Леонид Могилевский) был известным виолончелистом, игравшим с Рахманиновым. Серафима Леонидовна Могилевская, ученица Г. Г. Нейгауза, долгие годы преподавала в Одесской консерватории и до сих пор (так бывает только в Одессе) остается легендой и любимицей своего города. Старшее поколение со стороны Ольги Румшевич, жены Евгения Могилевского, – это прекрасные петербургские (ленинградские) музыканты, которых я имел честь лично знать, ибо учился в той музыкальной школе, в которой они работали. Отец Ольги руководил школьным оркестром (и был похож на дирижера Бруно Вальтера не только внешне, но и по манере музыкантского общения), мать преподавала фортепиано и украшала собой тогдашнюю плеяду редкостных педагогов‑пианистов.
К среднему поколению семьи относится самый знаменитый Могилевский – Евгений. В 19 лет он стал победителем Международного конкурса пианистов в Брюсселе – более престижного конкурса, и, соответственно, более почетного лауреатства не было и нет в музыкальном мире. А ведь Могилевский тогда учился на первом курсе Московской консерватории (у Нейгауза), и нужно воздать должное жюри Конкурса, сумевшему по достоинству оценить замечательное юношес кое дарование. Нельзя сказать, что дальнейший путь Могилевского был слишком легким – хватало конкурентов и недоброжелателей, но судьба талантливого музыканта‑исполнителя всегда счастливая, потому что с ним его публика, горячо его любящая и верная ему. Да и как было не любить Евгения Могилевского, этого романтика с ног до головы, этого поэта за роялем; таким его любят и по сию пору, когда он уже давно стал мэтром, профессором Брюссельской консер ватории (снова Брюссель!)… и отцом двух прекрасных пианистов.
Старший из них, Максим, начал концертировать в тринадцатилетнем возрасте (его отец впервые вышел на эстраду в возрасте девяти лет – видимо, столь раннее начало всем Могилевским «написано на роду»). Московская консерватория, затем обучение в США (у Александра Торадзе) – и вот уже более двух десятилетий Максим Могилевский играет по всему миру, дает концерты в известнейших залах, выступает со знаменитыми дирижерами (сотрудничество с Валерием Гергиевым особенно почетно). Что ж, он ведет жизнь, типичную для артистической элиты, но Максим вполне достоин своей славы, он работает без устали и, конечно, становится все крупнее и интереснее как музыкант.
Младший Могилевский – Александр – прошел почти такой же путь: Московская консерватория, ранний пианистический успех, затем – насыщенная исполнительская деятельность в Европе, дебют в США с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Кстати, младший Могилевский превосходно играет сочинение, ставшее едва ли не семейным талисманом, а именно Третий фортепианный концерт Рахманинова – с ним некогда прославился его отец.
Если в семье трое блестящих концертантов-мужчин, то роль женщины – жены и матери – неизбежно будет «аккомпанирующей», имея в виду функцию жизненной поддержки, а также – в прямом значении слова – участие в фортепианном ансамбле с мужем и сыновьями. Ольга Румшевич – отличная пианистка (ученица Н. И. Голубовской в Ленинградской консерватории), она выступала с сольными программами, играла концерты для фортепиано с оркестром, но сейчас чаще всего выходит на эстраду в составе семейных дуэтов. Партнершами Могилевских стали Светлана Смолина, Юлия Заичкова – одаренные исполнительницы с яркими творческим биографиями, но ведь партнерство с таким музыкантами, как отец и сыновья Могилевские, может утолить любое артистическое честолюбие.
Расписание Могилевских составлено на годы вперед. Но Петербург, Мариинский театр, концерты с Гергиевым неизменно остаются для них точками сильнейшего притяжения. Искренне радуюсь этому – тем более, что семья Могилевских с давних пор является светлой частью моего собственного жизненного пейзажа.
Леонид Гаккель