В составе:
Лоренц Настурица-Гершовичи (скрипка), Романо Томазини (скрипка), Вильфрид Штреле (альт), Кристов Игельбринк (виолончель), Венцель Фукс (кларнет), Стефан де Леваль Еджирский (валторна), Бенц Боганьи (фагот), Ешко Лайне (контрабас)
В программе:
Джоаккино Россини. Соната для струнных № 3, до мажор
Ханц Вернер Хенце. Quattro Phantasie (1963)
Людвиг ван Бетховен. Септет для кларнета, валторны, фагота, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, ми-бемоль мажор, соч. 20
Уважаемые зрители, перед началом концерта состоится торжественное открытие выставки, посвященной выдающемуся немецкому дирижеру Вильгельму Фуртвенглеру. Фотографии, корреспонденция, аудиозаписи, памятные вещи, предоставленные архивом Берлинской филармонии, познакомят с жизнью, творчеством и с музыкальным наследием Фуртвенглера в контексте его эпохи.
Октет Берлинской Филармониии был основан более 70 лет назад. Как и многие другие камерные музыкальные коллективы, созданные музыкантами Берлинского филармонического оркестра, он выступает во всех крупных городах Европы и Америки. В долгую историю октета золотыми буквами вписаны великие имена музыкантов мирового ранга, таких как бывшие концертмейстеры Берлинского Филармонического оркестра – Спиваковский, Рён, Борриес, виолончелисты Пятигорский, Граудан и Штайнер, кларнетист Бюркнер, контрабасист Цепперитц и многие другие.
Если вплоть до конца Второй мировой войны оркестр гастролировал только в Европе, то после войны он начал свою обширную концертную деятельность и за океаном. В 1954 году октет совершил свое первое семинедельное турне по Южной Америке. Два больших турне музыканты отыграли в Африке, а также в Японии, Корее, Китае и многих других странах. Уже в 1978 году прошли концерты в Израиле и бывшем СССР. Каждые два года ансамбль гастролирует в Японии. Также ансамбль является частым гостем на фестивалях в Зальцбурге, Люцерне и Берлине.
Основу музыкального репертуара ансамбля составляют септет Бетховена и октет Шуберта. Наряду с ними ансамбль исполняет много классических и романтических произведений, в которых скрипичные инструменты играют вместе с духовыми, например большие кларнетовые квинтеты Моцарта, Вебера и Брамса.
В 1958 году Хиндемит сочинил для ансамбля октет, премьера которого состоялась в Берлине. На премьере композитор исполнил партию первого альта. За этим концертом последовало исполнение музыки таких современных композиторов как Блахер, Хенце, Штокхаузен, Исанг Юн, Рим.
Октет Берлинской филармонии записал множество пластинок в сотрудничестве с звукозаписывающими фирмами Deutsche Grammophon, Philips, Sony и EMI. С Nimbus Records были записаны октет Хиндемита, септет Бетховена, октет Шуберта на двух дисках, которые были высоко оценены критиками.
Шесть сонат для двух скрипок, виолончели и контрабаса Джоаккино Россини были обнаружены во второй половине ХХ века в Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Найденные рукописи относятся к самым ранним произведениям прославленного итальянского маэстро. Сонаты были созданы двенадцатилетним Россини летом 1804 года в Равенне. Мальчик гостил тогда на вилле богатого купца Агостино Триоссо (Agostino Triosso), покровителя искусств и страстного контрабасиста-любителя. Для своего патрона Россини и написал эти шесть небольших циклов, предназначенных для несколько необычного струнного квартета с участием контрабаса. Этот инструмент в начале XIX века приобрел большую популярность во многом благодаря итальянскому виртуозу Доменико Драгонетти, значительно усовершенствовавшему сильно поднявшему технику игры на контрабасе. В своих юношеских сонатах Россини периодически вкрапляет соло контрабаса, впрочем, не очень сложные, дабы его высокий покровитель смог бы справиться со своей партией. В этих ранних композиторских опытах весьма ощутимо влияние Гайдна и Моцарта, с творчеством которых Россини познакомился незадолго до написания сонат. Уже на склоне лет композитор говорил про Моцарта, что «он был кумиром моей ранней юности, отчаяньем моего зрелого возраста, теперь он – утешение моей старости». Однако, несмотря на сильное влияние венских классиков в построении формы, соотношениях разделов, устойчивых музыкальных интонациях, уже чувствуется рука будущего великого мелодиста, создателя 39 опер и самого модного композитора начала XIX века. В сонате № 3 до-мажор согласно законам жанра три части. Первая часть – оживленное allegro в моцартовском духе, в котором тем не менее уже можно услышать прообразы будущих оперных мелодий Россини. Бравурные мотивы, соседствующие с нежной лирикой, поданы сквозь призму мягкого юмора, что будет присуще Россини и в зрелом возрасте. В диалог со скрипками, пытаясь «вставить свое слово», вступают виолончель и контрабас. Вторая часть – неожиданно скорбное Andante в до-миноре заставляет вспомнить гайдновский квартет «Семь слов Спасителя на кресте». Сумрачные разделы, насыщенные диссонансными гармониями и интонациями жалобы, обрамляют широкую и светлую мелодию. Третья часть, Moderato, – это незатейливые вариации на плавную танцевальную мелодию. Вторая вариация – соло контрабаса, который с большим усердием выигрывает свой пассаж.
2 апреля 1800 года в Венской императорской опере состоялась первая академия (публичный концерт) Людвига Ван Бетховена. Кроме сочинений Гайдна и Моцарта (свидетельство глубокого уважения старших коллег) прозвучали новые сочинения самого Бетховена: Первая симфония, Первый фортепианный концерт и «Всеподданнейше посвященный Ее Величеству императрице и сочиненный Людвигом ван Бетховеном Септет для четырех струнных и трех духовых инструментов». То, что Бетховен поставил Септет ми бемоль-мажор для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота и валторны в свой первый ответственный концерт, говорит о сознании им достоинств недавно созданного произведения, а факт посвящения императрице Марии Терезии (жене императора Австрии Франца II, не путать с его бабушкой, более известной Марией Терезией, женой императора Франца I) – о желании угодить царственным особам. Септет угодил не только императрице, но и всей европейской публике. На протяжении всего XIX века Септет оставался одним из самых популярных Бетховенских сочинений. Существует огромное количество переложений Септета, первые из которых принадлежат самому Бетховену, а затем это дело продолжили Гуммель, Лист, Черни, Диабелли. Оригинальный инструментальный состав тоже вдохновлял последующих композиторов, в частности Франца Шуберта, который писал свой Октет несомненно ориентируясь на Септет Бетховена. А вот какие замечательные строки по поводу бетховенского шедевра написал великий русский мыслитель Павел Флоренский: «Помните ли Вы смеющийся «Септет Бетховена» (Ор. 20)? Золото заката и набегающая живительная прохлада ночи, и смолкающие птицы, и вечерние пляски крестьян и песни, и грустная радость благодатного вечера, и ликование свершающегося таинства – ухода – звучат в ней. Особенно радостное и величественное Adagio, этот воистину победный ширококрылый гимн умирающего Солнца. И – реющее Adagio cantabile, эта кроткая жалоба догорающей зари, бьющейся холодеющими крылами в умиренном сердце». В Септете, которому отец Павел посвящает свои вдохновенные поэтические метафоры, шесть частей, что указывает на старинную традицию дивертисмента или танцевальной сюиты. Однако каждая часть Септета далека от танцевальной развлекательности. Последовательность частей указывает то, что Бетховен больше ориентировался на четырехчастный сонатный цикл, где после третьей части, очаровательного менуэта, перед финальным моторным presto еще помещена тема с вариациями и скерцо.
Уроженец немецкого города Гютерсло композитор Ханц Вернер Хенце 1 июля этого года будет отмечать свой 83 день рождения. Сегодня он вошел в число самых признанных и исполняемых современных композиторов мира. Его музыка звучит на самых известных музыкальных фестивалях, оперы и балеты идут на театральных сценах многих стран. Секрет популярности музыки Хенце, кроме безусловной яркой одаренности композитора, отчасти лежит и в его активной гражданской позиции композитора. Приверженец социалистических идей, в 1953 году из-за политических разногласий он переезжает из ФРГ в Италию. Сменив страну жительства, Хенце сближается с левым крылом итальянской компартии и даже принимает участие в избирательной компании в Германской Коммунистической партии в 1974 году. Политическая деятельность Хенце, однако, не мешает его творческому процессу, кроме написания огромного количества собственных сочинений, в числе которых свыше 20 опер, композитор ведет педагогическую деятельность в Германии, Италии, Австрии, США. Будучи в 50-е годы сподвижником послевоенных авангардистов (Штокхаузен, Булез, Ноно), Хенце в последствии отходит от каких-либо жестких доктрин. Композитор убежден, что с помощью музыки и искусства можно изменить этот мир. В его собственной музыке, чрезвычайно выразительной, высокоинтеллектуальные концепции выражены ярким театральным языком. Его произведения очень образны и тесно связаны с контекстом общеевропейской культуры. Сочинение для октета струнных и духовых инструментов «Quattro Fantasie» (1963) принадлежит к раннему периоду творчества Хенце и было собрано из частей двух его опусов – «Kammermusik» (1958) и «Adagio» (1963). В «Quattro Fantasie» – четыре части: Prefazione, Sonata, Cadenza и Adagio (Epilogo).
Егор Ковалевский