Санкт-Петербург, Концертный зал

HAGEN QUARTET
Гайдн. Струнный квартет ор. 76 № 3 («Императорский»)
Барток. Струнный квартет № 3
Бетховен. Струнный квартет ор. 59 № 1 (посвящен А. К. Разумовскому)


HAGEN QUARTET © Photo by Regina Rechi

Лукас Хаген (скрипка)
Райнер Шмидт (скрипка)
Вероника Хаген (альт)
Клеменс Хаген (виолончель)

Музыканты Хаген-квартета, кажется, ничего не считают само собой разумеющимся. Они заново продумывают каждое темповое обозначение и почти каждый такт. Какой стиль игры выбрать, какую окраску придать звуку – задумываясь над этими вопросами, участники ансамбля погружают нас в мир музыки Бетховена, поражающий неоспоримой красотой и огромным значением каждой детали.
"Граммофон Эвордс Иссъю"

Хаген-квартет всегда находит правильный подход, выбирая хорошие темпы и тщательно продумывая логику музыкального развития...В игре коллектива равно поражают экспрессия и тщательная отделка малейших деталей.
"Би-Би-Си Музик Мэгазин"

Хаген-квартет состоит из трех членов зальцбургской семьи Хаген – Лукаса, Вероники и Клеменса, а также немецкого скрипача Райнера Шмидта, который присоединился к коллективу в 1987 году, заменив Аннету Бик. Трое музыкантов из семьи Хаген получили музыкальное образование в зальцбургском Моцартеуме. Вероника и Лукса учились у Хельмута Цетмайера, Клеменс – у Вилфрида Тачеци. Райнер Шмидт получил образование в Германии, Канаде и США, где он учился в консерватории Цинциннати у Вальтера Левина и Дороти Делэй. Также большую роль в творческом развитии коллектива сыграли Хатто Байерле, Генрих Шиф, Олег Майзенберг и Николаус Арнонкур, встреча с которым помогла ансамблю расширить границы своего музыкального образования. Кроме того коллектив тесно сотрудничает с Гидоном Кремером, который регулярно приглашает ансамбль на Фестиваль камерной музыки в Локенхаузе, а также привлекает его к участию в различных проектах, связанных с камерной музыкой.
Репретуар Хаген-квартета охватывает как сочинения современных композиторов, так и классическое квартетное наследие вплоть до эпохи Баха. Коллектив получил международное признание в 1981 году, благодаря участию в Фестивале камерной музыки в Локенхаузе. В 2002 году Хаген-квартет выступал на известном новогоднем концерте в Венской филармонии, телетрансляцию которого наблюдали 800 миллионов жителей во всем мире. В 2006 году в рамках 250-летнего юбилея Моцарта Хаген-квартет исполнял программу из всех квартетных сочинений Моцарта и гастролировал с этой программой в Китае Италии, Нидерландах, Венгрии, Германии, Швейцарии и Австрии.

"Это беседа четырех весьма неглупых людей, которым есть что сказать", – так обозначил жанр струнного квартета композитор Йозеф Гайдн, который стал фактически одним из его основателей. Йозефу Гайдну также принадлежит рекордное количество созданных струнных квартетов – 83, написанных на протяжении пятидесяти лет. Путь, который прошел композитор от первых дивертисментных прикладных опусов, предназначенных для домашнего музицирования, до серьезных философских размышлений – огромен. Шесть квартетов op. 76, посвященные графу Эрдёди, – одна из несомненных вершин в творчестве Йозефа Гайдна. Они были созданы после возвращения Гайдна из Лондона в 1797 году и опубликованы два года спустя. Третий квартет из этого цикла получил название "Император", поскольку во второй медленной части в качестве темы для вариаций Гайдн использует им же сочиненную мелодию гимна "Боже, храни императора Франца". Посвященный австрийскому монарху, императору Священной Римской империи Францу II (впоследствии императору Австрии Францу I), этот гимн был написан Гайдном под впечатлением английского гимна "Боже, храни королеву" и впервые исполнен в феврале 1797 года в Вене. Простая и возвышенная мелодия этого гимна долгое время была официальным гимном Австро-Венгерской империи и с другими словами звучит в качестве гимна Германии сейчас.

Учившийся в свое время у Йозефа Гайдна Людвиг ван Бетховен изначально относился к созданию квартетов как к серьезнейшей музыкальной задаче, и каждый из его 16 квартетов – индивидуальный и неповторимый шедевр, наполненный глубочайшими философскими размышлениями о судьбе, о человеке и его отношениях с миром. Две скрипки, альт и виолончель – четыре близких по тембру струнных инструмента, которым доступны малейшие нюансы и градации, становятся у Бетховена проводниками высоких идей и смыслов и, одновременно, полем для смелых звуковых экспериментов, где каждая партия подобна графической линии в многомерном рисунке. Три квартета Бетховена op. 59, известные как "Русские", были написаны в 1806 году и посвящены русскому послу в Вене графу Андрею Разумовскому. В двух из них, в финале квартета Фа-мажор, и второй части квартета ми-минор Бетховен цитирует русские народные мелодии.
"Русские" квартеты из-за своей яркой необычности и музыкальной смелости поначалу были приняты современниками довольно неприязненно, венская газета Allgemeine musikalische Zeitung писала, что это "три новых, очень длинных и трудных" струнных квартета Бетховена. Однако Андрей Разумовский, лично исполнявший партию второй скрипки в созданном им квартетном ансамбле, по достоинству оценил посвященный ему опус, и время показало, насколько он был прав. Квартет op. 59 № 3 До-мажор не содержит в себе русских тем, однако трогательная меланхолия второй части отдельными моментами напоминает протяжные русские песни и уже содержит в себе многие музыкальные зерна впоследствии подхваченные и любовно взращенные романтиками. В этом квартете Бетховен часто использует весьма неожиданные гармонические ходы и обороты – чего только стоит медленная интродукция к первой части, начинающаяся с остро звучащего диссонансного уменьшенного аккорда. А прежде чем прийти к главной партии, Бетховен проводит слушателя сквозь сумрак таинственных звучностей.

Для композитора Белы Бартока, так же как и для Бетховена, жанр струнного квартета стал областью смелых музыкальных новаций. Третий квартет Бартока был окончен в 1927 году и впервые исполнен в марте 1929 года в Будапеште. Это один из наиболее сложных, экспериментальных опусов композитора. Немецкий философ и музыковед Теодор Адорно называл Третий квартет "кульминационным пунктом творчества Бартока", также исследователи относительно Третьего квартета пишут о бесповоротном разрыве Бартока с романтизмом. Третий квартет стал сочинением, в котором Барток отказывается от тональности, в этом плане можно говорить об определенном влиянии нововенской школы Арнольда Шенберга с ее доктриной атональности и сериализма. Из всех квартетов Бартока его Третий квартет – самый короткий и концентрированный. Четыре раздела единой двухчастной структуры следуют как острые образные контрасты. Медитативным медленным размышлениям противостоят "потусторонние" вихревые потоки быстрых разделов. Однако внешне кажущаяся хаотичность жестко структурирована, вся музыка Третьего квартета выращена из нескольких мотивов-зерен, которые Барток с математической скрупулезностью на протяжении всего произведения разрабатывает и преобразовывает. Тем не менее Третий квартет кроме чистой умозрительности содержит в себе заметные следы влияния столь любимого Бартоком венгерского фольклора, и, без сомнения, это одно из наиболее экспрессивных произведений в квартетной литературе.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход