Санкт-Петербург, Концертный зал

Шуберт. Шимановский. Моцарт


Третий концерт 13-го абонемента

Франц Шуберт
Stabat Mater, соль минор

Кароль Шимановский
Stabat Mater
Солисты: Марина Шагуч (сопрано), Любовь Соколова (меццо-сопрано), Владимир Мороз (баритон)

Вольфганг Амадей Моцарт
Большая месса до минор К. 427
Солисты: Ольга Трифонова (сопрано), Ирина Васильева (меццо-сопрано), Александр Тимченко (тенор), Илья Банник (бас)

Над Stabat mater соль минор для хора, оркестра и органа 18-летний Шуберт работал в течение трех дней: с 4 по 6 апреля 1815 года. Это было его первое обращение к тексту католической секвенции, сочиненной еще в XIII веке Якопоне да Тоди. Для своего скромного по масштабам произведения композитор взял лишь начальные, трагические строфы текста, повествующие о страданиях Девы Марии на Голгофе. К тому времени Шуберт имел уже солидный опыт в сфере церковной музыки – и как певец, и как автор, вот уже три года пробовавший силы в духовной композиции (по своим масштабам его духовное наследие сравнимо с моцартовским).
Stabat mater соль минор открывается сумрачным вступлением в исполнении кларнетов и фаготов. В дальнейшем в небольшом оркестре постоянно выделяется тембр тромбонов, по традиции использовавшихся в траурной музыке. Юный ученик Антонио Сальери избрал для Stabat mater стиль, типичный для итальянских духовных композиций того времени, однако в моменты кульминаций уже ярко проявляется индивидуальность будущего автора романтических песен и симфоний.

 

Stabat mater для сопрано, меццо-сопрано, баритона, хора и оркестра принадлежит к числу лучших сочинений Кароля Шимановского. Замысел этой масштабной шестичастной кантаты родился у композитора в 1925 году, а работа над сочинением продолжалась с 20 января по 2 марта 1926 года. Премьера Stabat mater состоялась 11 января 1929 года в Варшаве.
Католическая секвенция Stabat mater была написана в начале XIII века Якопоне да Тоди. Это прекрасный, вдохновенный образец свободной духовной поэзии Средневековья. Двадцать латинских строф посвящены страданиям Девы Марии и молитвам к ней о даровании вечной жизни и райской славы.
Шимановский положил на музыку польский перевод латинских стихов, выполненный Йозефом Янковским. По желанию композитора, в Польше его Stabat mater должна звучать по-польски, во всем остальном мире – на латыни.
Сочинение возникло в первые годы польской независимости, на волне национальной эйфории. Поэтому в музыке Stabat mater звучат нетипичные для Шимановского, эстета и символиста, фольклоризмы (следствие поездок композитора в Татры). Они соседствуют с элементами средневековой музыки – в тексте католической секвенции композитор ХХ века увидел наивную первозданность чувств и архаику, бережно сохраненную в переводе Янковского.

 

Большая месса до минор была написана в 1782 году и оказалась последней среди многочисленных месс, сочиненных Моцартом начиная с десятилетнего возраста. Произведение появилось по обету, данному композитором во время болезни Констанцы Вебер, в то время его невесты. Первое исполнение трех частей мессы – Kyrie, Gloria и Sanctus – состоялось 26 августа 1783 года в церкви Св. Петра в Зальцбурге (Констанца пела партию сопрано). Части Credo и Agnus Dei еще не были окончены, и в дальнейшем Моцарт не стал завершать эту работу. Вероятной причиной была политика императора Иосифа II в сфере церковной музыки, проводившаяся под девизом: «Чем проще музыка, тем более она соответствует христианскому смирению и благоговению». В 1783 году, в частности, было строго ограничено участие музыкальных инструментов. Для таких монументальных сочинений, как Большая месса, перспективы складывались неблагоприятные. Музыку мессы Моцарт вскоре использовал в оратории «Кающийся Давид».
Многие части Большой мессы отмечены влиянием духовной музыки Баха и Генделя, в других же частях вдохновение уносит Моцарта прочь от старой традиции. Герман Аберт пишет о Christe eleison: «Солирующее сопрано взывает о сострадании к Христу с переполняющим сердце упоением… Гигантские скачки и обилие колоратуры выдают опасную близость к итальянской опере».

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

© 1998 – 2018
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации