Тяжба

опера Светланы Нестеровой

Исполняется на русском языке
Возрастная категория: 6+

Авторы и постановщики

Комическая опера по одноименной повести Николая Гоголя
Музыка Светланы Нестеровой
Либретто Веры Куприяновой и Светланы Нестеровой

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Антон Коваленко
Художник-постановщик – Олег Головко
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Видео Антона Коваленко
Хореограф – Анна Белич

Краткое содержание

Павел Петрович Бурдюков пытается заставить свою престарелую, выжившую из ума тетку подписать духовное завещание, по которому все ее имущество должно отойти именно к нему. Старуха оставляет на бумаге лишь неразборчивые каракули.

Сенатский обер-секретарь Пролетов одержим завистью к своим более удачливым собратьям-чиновникам. Особенную досаду и тоску он испытывает, узнавая из газет об успехах Павла Петровича Бурдюкова, своего давнего знакомца. В мечтах он разоблачает взяточника и подлеца, лишает его чинов и званий и даже отправляет на каторгу.

Неожиданно Пролетов слышит из уст лакея ненавистную фамилию: Бурдюков ждет в приемной. Он изумлен. Выясняется, что в Петербург приехал с ходатайством младший брат Павла Петровича, Христофор Бурдюков, желающий начать с родственником тяжбу из-за наследства. Обер-секретарь с восторгом воспринимает возможность насолить Бурдюкову-старшему – это то, о чем он только что грезил. Христофор Петрович жалуется Пролетову, что брат сам составил завещание и обманом заставил тетку подписать его. Обиженному младшему брату достался лишь ворох старого тряпья.

События недавнего прошлого становятся известны из сбивчивого рассказа просителя.

Христофор Бурдюков приезжает повидать занемогшую тетушку и находит ее уже на смертном одре. Старший брат чувствует себя хозяином в доме родственницы и объявляет, что духовное завещание уже составлено и подписано старухой. Сразу после смерти помещицы завещание оглашают и Бурдюков-младший узнает, что остался ни с чем. Над телом умершей разворачивается настоящая склока. Христофор Петрович решает отправиться на поиски справедливости в столицу, где и обращается за помощью к сенатскому обер-секретарю Пролетову.

Бурдюков-младший с негодованием указывает своему новоявленному покровителю на очевидную нелепость в завещании: вместо подписи там стоит нелепое словечко «обмокни». Пролетов доволен: теперь у него на руках отличный козырь.

Оставшись один, Пролетов дает волю злорадству. Мысль о том, что мошенничество Бурдюкова-старшего будет раскрыто, доставляет ему неизъяснимое удовольствие.

Пьеса «Тяжба» – великолепный образец гоголевского стиля: с яркими типажами, абсурдным и, вместе с тем, реалистичным развитием сюжета. В ней, как и в большинстве сатирических произведений Гоголя, нет положительных персонажей. Глупость, завистливость, подлость, цинизм – вот основные характеристики героев.
При создании либретто мы не ставили перед собой задачу «осовременить» Гоголя – его сюжеты и образы и сегодня, почти 200 лет спустя, сохраняют свою актуальность. Напротив, мы старались в полной мере использовать богатство гоголевского языка, максимально задействуя авторский текст.
Одной из основных сложностей при написании музыки было создание завершенной композиции, ведь «Тяжба» Гоголя – вещь неоконченная.
Опера имеет концентрическую форму. В увертюре появляется основная тема – тема склоки, скандала. Ее кульминационное проведение приходится на центральную сцену, в которой все участники собираются для выяснения отношений. Эту сцену обрамляют два эпизода с разговорными диалогами. Крайние разделы оперы построены на материале Пролетова. И, если первое ариозо Пролетова «Каков подлец, каков, каналья Бурдюков!» – беспомощная злоба, желание «насолить» более удачливому пройдохе-чиновнику, то последнее ариозо «Постой, подлец, постой! Теперь ты будешь мой!» – восторг по поводу наконец-то появившейся возможности отомстить старому знакомому.
Опера довольно сложна для исполнения, требует от певцов большого диапазона, содержит ритмические и интонационные трудности. Впрочем, оперная труппа Мариинского театра – один из немногих коллективов, для которого можно писать музыку безо всяких технических ограничений. Светлана Нестерова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)