Пьеса «Тяжба» – великолепный образец гоголевского стиля: с яркими типажами, абсурдным и, вместе с тем, реалистичным развитием сюжета. В ней, как и в большинстве сатирических произведений Гоголя, нет положительных персонажей. Глупость, завистливость, подлость, цинизм – вот основные характеристики героев.
При создании либретто мы не ставили перед собой задачу «осовременить» Гоголя – его сюжеты и образы и сегодня, почти 200 лет спустя, сохраняют свою актуальность. Напротив, мы старались в полной мере использовать богатство гоголевского языка, максимально задействуя авторский текст.
Одной из основных сложностей при написании музыки было создание завершенной композиции, ведь «Тяжба» Гоголя – вещь неоконченная.
Опера имеет концентрическую форму. В увертюре появляется основная тема – тема склоки, скандала. Ее кульминационное проведение приходится на центральную сцену, в которой все участники собираются для выяснения отношений. Эту сцену обрамляют два эпизода с разговорными диалогами. Крайние разделы оперы построены на материале Пролетова. И, если первое ариозо Пролетова «Каков подлец, каков, каналья Бурдюков!» – беспомощная злоба, желание «насолить» более удачливому пройдохе-чиновнику, то последнее ариозо «Постой, подлец, постой! Теперь ты будешь мой!» – восторг по поводу наконец-то появившейся возможности отомстить старому знакомому.
Опера довольно сложна для исполнения, требует от певцов большого диапазона, содержит ритмические и интонационные трудности. Впрочем, оперная труппа Мариинского театра – один из немногих коллективов, для которого можно писать музыку безо всяких технических ограничений. Светлана Нестерова
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)