Шпонька и его тетушка

опера Анастасии Беспаловой

Исполняется на русском языке
Возрастная категория: 6+

Авторы и постановщики

Опера в одном действии
Музыка Анастасии Беспаловой
Либретто Аркадия Застырца по одноименной повести Николая Гоголя

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алена Анохина
Декорации Николая Слободяника
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Художник по костюмам – Мария Лукка
Хореограф – Анна Белич

Краткое содержание

Отставной поручик 38-ми лет отроду Иван Федорович Шпонька получает письмо от своей тетушки Василисы Цупчевской, в котором она, ссылаясь на свое слабое здоровье, просит его приехать и помочь по хозяйству. Шпонька отправляется в путь. В дороге он останавливается в корчме, где знакомится с неким Григорием Сторченко. В разговоре становится ясно, что они соседи. Сторченко настойчиво приглашает Шпоньку в гости.

По приезду к тетушке, выясняется, что она находится в прекрасной физической форме, и таким обманным путем просто заманила своего наивного племянника для решения некоторых бумажных дел, в которых замешан Григорий Сторченко. Узнав, что Шпонька успел познакомиться с ним в дороге, она отправляет Ивана Федоровича в дом к неугомонному и так нелюбимому ею соседу.

Приехав к Сторченко, Шпонька сразу же попадает на шикарный обед. За столом он знакомится с двумя сестрами Григория Григорьевича: Темненькой и Светленькой. Вернувшись к тетушке, Шпонька встречает ее, возвращающуюся с охоты, у них завязывается разговор, из которого тетушка узнает, что на обеде у Сторченко Ивану приглянулась Светленькая девица. У нее в голове мгновенно рождается план: женить своего племянника, и тем самым решить все свои проблемы. Тетушка и Шпонька снова отправляются к Сторченкам.

В доме у Сторченко, тетушка все подстраивает так, что Иван Федорович остается наедине со Светленькой. Но, будучи человеком совершенно неопытным в любовных делах, растерянный Шпонька никак не может поддержать неуместную беседу о мухах.

По дороге домой, в бричке, тетушка пытается убедить племянника в необходимости жениться. Эти слова звучат для Шпоньки как приговор. Оставшись один, он выпивает рюмку водки и терзаемый мыслями о женитьбе засыпает.

Эти мысли и события безумного дня не оставляют его даже во сне. И тетушка, и Сторченко и две его сестры предстают перед Шпонькой в подвенечных платьях, и каждый из них доказывает: «Это я твоя жена!». Видения окружают Шпоньку и требовательно призывают его проснуться и жениться.

«Шпонька...» – это мой первый крупный опыт работы в оперном жанре. Работа шла очень быстро. За три месяца был написан весь основной материал. Такая легкость написания обусловлена очень качественным либретто Аркадия Застырца. Поначалу было страшно браться за нестихотворный текст, но в процессе сочинения я поняла всю прелесть работы с прозой.
Основу музыкального материала составляют цитаты из моих сочинений (цитирую просто потому, что музыка хорошая, – что добру зря пропадать?) и подлинные народные песни, такие как «Ох, там летел павлин», «Сидит ящер ладу, ладу», «Под горою диво», которые мне приглянулись очень давно, и вот, наконец, появилась возможность их удачно использовать. Отсюда и колорит – иногда немножко деревенский.
Мое музыкальное кредо – красивые протяжные мелодии и упругий, четкий, яркий ритм. Поэтому в опере много ритмичной, быстрой, чуточку попсовой музыки (и всего один медленный номер). Но ведь в этом и изюминка: сочетать несочетаемое.
Я никогда не пишу все по порядку, всегда начинаю с того места, которое меня больше всего зацепило. Помню, после первого чтения либретто, мне ужасно понравился конец: все герои – невесты! Особенно Сторченко в подвенечном платье – это что-то! А еще, мне изначально хотелось, чтобы тетушку играл мужчина, и пел баритоном или басом. Чтобы он мог приподнять Шпоньку на руках при встрече! Но, как сказали умные люди, в театрах, как и в жизни, недостаток мужчин, и поручить партию женскому голосу проще. Но все равно, тетушку я очень люблю, она двигатель всего сюжета в опере, и всегда немножко разная.
Изначально эта повесть понравилась своим нестандартным началом и концом: начало без начала и конец без конца – как хочешь, так и понимай... Каких-то особых картин «как это поставить» я не вижу, все-таки не режиссер. Доверяю целиком видению профессионалов. Это, наверное, трудно: герои все время ездят из дома в дом, все время что-нибудь кушают или пьют... Но знаю, что надо уделить внимание финалу. Особенно важен последний сон, когда начинается круговерть, все перемешивается и четкий итог: невесты и Шпонька. В музыке этой сцены я использовала очень известный ритм из песни группы Queen We weel rock you. Может попробовать такую штуку сделать – пусть певцы все вместе начнут его отбивать и петь при этом, знаете, какой кач будет! Анастасия Беспалова

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)