Золотой петушок

опера Николая Римского-Корсакова

Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 

Мировая премьера: 24 сентября 1909 года, Оперный театр Зимина на сцене театра Солодовникова, Москва
Премьера в Государственном Мариинском театре: 14 февраля 1919 года
Премьера постановки: 25 ноября 2025 года

Возрастная категория: 6+

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто Владимира Бельского по сказке Александра Пушкина

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер сценической версии – Анна Шишкина
Художник по декорациям – Варвара Плетнева
Художник по свету – Анатолий Ляпин
Художник по костюмам – Антония Шестакова
Сценическое движение – Мария Кораблёва
Художник по видео – Владимир Петров
Хормейстер – Константин Рылов

Краткое содержание

Пролог
Звездочет предупреждает зрителей: сказка ложь, да в ней намек.

Действие первое
Палата во дворце царя Додона. Соседи угрожают Додонову царству войной, и царь со своими боярами обдумывает, как быть. На созванном совете сыновья Додона – Афрон и Гвидон – выказывают трусость и безрассудство. Бояре намерены обратиться к гаданию, но тут появляется звездочет. Он дарит Додону золотого петушка, который будет сообщать о надвигающейся опасности. В благодарность за такой полезный подарок царь дает мудрецу обещание: «Волю первую твою я исполню, как мою». Петушок возвещает: «Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» Царь и его приближенные засыпают. Во сне Додон видит прекрасную незнакомку. Внезапно раздается тревожный крик Петушка. Все в страхе. Воевода Полкан будит царя, тот посылает царевичей на ратный подвиг, а сам опять засыпает. Петушок снова предупреждает об опасности. Вооружившись, Додон отправляется в поход.

Действие второе
Ночь. На холмах лежат тела убитых воинов, среди них Афрон и Гвидон, пронзившие друг друга мечами. Появляется царь со своим войском. Узнав сыновей, Додон оплакивает их, а Полкан призывает отомстить. Они еще не догадываются, что братья убили друг друга в споре за благосклонность сказочной красавицы. Но вот заря освещает роскошный узорчатый шатер. Легкими шагами из него выходит красавица в сопровождении рабынь. Царь поражен: это та самая незнакомка, что явилась ему во сне. Красавица называет себя Шемаханской царицей и грозит завоевать страну Додона без всякой рати. Она начинает заигрывать со стариком и кружит ему голову. Воевода Полкан тоже очарован. Царица заставляет царя плясать с ее рабынями. Девушки издеваются над Додоном, но он в восторге: он готов посадить Шемаханскую царицу рядом с собой на престол.

Действие третье
Шумная улица в столице. На высокой спице красуется золотой петушок. Народ с тревогой ждет царского поезда. Въезжает золотая колесница с царем и новоиспеченной царицей. Народ приветствует Додона. Сквозь толпу пробирается звездочет, который напоминает о данном ему обещании. Мудрец требует себе Шемаханскую царицу. Додон решительно отказывает. Когда звездочет настаивает, царь ударяет его жезлом по лбу. Звездочет падает замертво. Шемаханская царица смеется. Царь пытается обнять ее, но красавица с отвращением отталкивает Додона. Раздается крик петушка; спорхнув со спицы, он клюет Додона в темя. Додон падает мертвым. Тут же раздается раскат грома и наступает темнота, в которой слышен лишь смех Шемаханской царицы. Когда тьма рассеивается, нет ни царицы, ни петушка.
Звездочет выступает с послесловием: из живых лиц здесь были лишь он да царица…

Из названия оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» неслучайно исчезло пушкинское слово «сказка»: это не сказка, а беспощадный музыкально-театральный памфлет. Русско-японская война, революция 1905 года, студенческие волнения, конфронтация композитора-профессора с властью – вот историко-биографический фон, на котором создавалась корсаковская «небылица в лицах». Сочиненный в 1907 году «Золотой петушок» стал последним оперным сочинением Римского-Корсакова и вообще всей дореволюционной отечественной композиторской школы – той самой школы, что когда-то заявила о себе патриотической «Жизнью за царя». Свои намерения Корсаков сформулировал в знаменитой фразе: «Додона надеюсь осрамить окончательно». Это значит – еще сильнее, еще жестче, чем в оригинальной сказке Пушкина, переработанной Владимиром Бельским в оперное либретто. В «Золотом петушке» высмеивается не только царь – «раб телом и душою», – но и все государственное устройство России в целом, включая Думу, армию, внешнюю и внутреннюю политику страны. Холопствующий народ в царстве Додона существует исключительно ради своего хозяина: «Без тебя бы мы не знали, для чего б существовали; для тебя мы родились и семьей обзавелись». Ни одного достойного человека во власти нет, государство уничтожает само себя, будущее страны непонятно: такой вывод делают авторы оперы.
Специфика содержания определила и музыку «Золотого петушка», которую академик Асафьев назвал «ослепительной мозаикой драгоценных звукосочетаний». Лишенное психологизма, характерного для романтической оперы, произведение вовсе не лишено эмоций, причем главная из них остается за пределами партитуры: это злость и горечь композитора. Абсурдность происходящего выражена в пародийной музыке; даже самый неподготовленный слушатель легко узнает и «Чижика-пыжика», и «Светит месяц», а более опытный заметит многочисленные аллюзии на композиторов «Могучей кучки» (в том числе на самого Корсакова), на Глазунова, на европейский музыкальный декаданс и другие проявления «чужого слова». Подводя итоги собственного творческого пути, Римский-Корсаков в последнем своем сочинении вдруг оказывается композитором ХХ века, созвучным Стравинскому и Скрябину. По-вагнеровски сквозная музыкальная драматургия «Золотого петушка» совершенна в ее чеканной стройности: триаде Петушок – Звездочет – Шемаханская царица с их чародейной музыкой противостоит Додоново царство с его музыкальными бытовизмами; впрочем, в эпилоге все переворачивается и нам заявляют, что живыми лицами были только Звездочет да Царица, а все остальные – «бред, мечта». Действительно, от карикатурных героев нельзя ждать объема, они подобны двухмерным лубочным фигуркам. Зато оркестровая палитра «Петушка» – отнюдь не плоская: феерически многокрасочная, то огненная, плакатная, то изысканно-импрессионистская. Христина Батюшина


Узнать о первой постановке «Золотого петушка» в Мариинском театре можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском»

Золотой петушок
в афише
25 ноября 2025, 19:00
26 ноября 2025, 19:00
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)