Интернет-радио Мариинского теарта
Интернет-радио Мариинского театра
Сейчас в эфире

Анонсы

Одно из последних интервью певца и запись оперы «Пиковая дама» 1984 г. Герман – Юрий Марусин. Дирижер – Юрий Темирканов.

Не стало Юрия Марусина... Это большая потеря для русской вокальной школы – той самой, что позволяла 75-летнему певцу еще в октябре прошлого 2021 года, выйти на сцену Мариинского театра в одной из своих коронных партий – Канио в опере «Паяцы». И сделать это мастерски – и актерски, и вокально. Много лет он передавал свое мастерство начинающим певцам, будучи профессором Петербургской консерватории.

Юрий Марусин, народный артист России, лауреат государственной премии СССР , был солистом Мариинского театра более 40 лет: одним из лучших исполнителей Ленского, Германа, Хозе, Каварадосси, Вертера, Де Грие... После спектаклей певца встречала целая армия поклонников – вспоминает его постоянный концертмейстер Елена Матусовская, – и Юрий Марусин терпеливо и уважительно до часа подписывал программки.

Марусин – преемник традиций русской вокальной культуры, традиций Собинова, Печковского, Лемешева.
Мастерство певец совершенствовал на родине оперы в Италии – стажировался в театре Ла Скала в сезоне 1977/78. Приобрел мировую славу – выступая в крупнейших театрах Италии, в 1982 году музыкальным обществом Италии был награжден бюстом Дж.Верди и дипломом как лучший иностранный певец сезона за исполнение партии Габриэля Адорно в опере «Симон Бокканегра» с участием Аббадо, Френи, Капуччили, Гяурова.

Выступал на сцене Венской государственной оперы под руководством Клаудио Аббадо, исполняя партии Ленского, князя Голицына, Германа, Каварадосси. На Зальцбургском фестивале 1990 г. исполнил партию Дон Жуана («Каменный гость» Даргомыжского). Пел в Лондонском Ковент-гардене.

Слушайте запись оперы «Пиковая дама» с премьеры 27 декабря 1984 года, солисты: Юрий Марусин (Герман), Татьяна Новикова (Лиза), Валерий Алексеев (Томский), Владимир Чернов (Князь Елецкий), Людмила Филатова (Графиня), Евгения Гроховская (Полина), хор и оркестр Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова. Дирижер – Юрий Темирканов.

MARIINSKY.FM 28 июля в 20.00, повтор 29 июля

Программа о Мариинском театре на «Радио России»
MARIINSKY.FM 22 июля в 21:00. Повтор – 23 июля.

1. Победители I Международного конкурс им. Рахманинова в Мариинском: о конкурсе, участниках и победителях: интервью членов жюри Александра Чайковского, Валерия Полянского , а также лауреатов: дирижеров Гургена Петросяна, Филиппа Селиванова, Ивана Никифорчина, Хаожаня Ли, композитора Эдуарда Кипрского.
2. Солистка балетной труппы Мариинского театра – Мария Ильюшкина, победительница XIV Международного конкурса балета.
3. Возвращение балета Бориса Тищенко «Двенадцать» в постановке и хореографии Александра Сергеева. Интервью с хореографом.

Последнее фортепианное сочинение Бетховена.
В силу парадоксальности своего мышления после последних сонат, которые были и прощанием с фортепиано, и прощанием с жанром, Бетховен, вновь возвращается к фортепиано и создает грандиозный цикл вариаций – 33 вариации на тему вальса Диабелли. Незатейливый вальс превращается в марш, серьезный хорал, воспаряет в эфемерные выси, становится шутливым скерцо, Бетховен разбирает тему на атомы и создает абсолютно новую сущность. И – как всегда у этого композитора, – линии протягиваются и в прошлое – к Генделю и Баху, и в будущее – к Шуману, Малеру, в ХХ век.
Ганс фон Бюлов, один из наиболее выдающихся музыкантов XIX века называл эти вариации «микрокосмосом бетховенского гения вообще и отражением всего мира звуков»
Вариации практически не исполняются.

Об уникальности этого цикла, истории его создания, вариациях других композиторов на эту тему, в том числе 7-летнего Ференца Листа слушайте в беседе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского. После в программе – в исполнении Андреаса Шайера на реплике Хаммер клавира беховенского времени прозвучат часть вариаций из первого тома из 50 вариаций разных авторов на тему Диабелли и 33 вариации Бетховена. В следующем порядке: вальс Диабелли, вариации Карла Черни, Иоганна Непомука Гуммеля, Фридриха Калькбреннера,Йозефа Кержковского, Конрадина Крейцера, Франца Листа , Игнаца Мошелеса, Петера Пиксиса, Ксавера Моцарта и Франца Шуберта, затем интродукция, - переход , сочиненный пианистом Шайером , и далее – полный цикл вариаций Бетховена.

Mariinsky.FM 30 апреля в 20.00. повтор – 1 мая

«БЕТХОВЕН – 250» – это многосерийный цикл передач «Бетховен в контексте эпохи» к юбилею великого композитора – 250-летию со дня рождения на Mariinsky.FM : о личности композитора, его возлюбленных, друзьях, меценатах, о его времени и окружении, о его сочинениях, известных и не известных.

Программа о Мариинском театре на «Радио России»
MARIINSKY.FM 23 апреля в 20.00. Повтор – 24 апреля

1. VI Международный фестиваль арфы «Северная лира» - об уникальных и неожиданных родственниках арфы рассказывают музыкальные мастера и реставраторы: Александр Гнездилов (реконструировавший скифскую арфу) и Сергей Чернышов (работающий с африканской арфой), звуки этих инструментов также слушайте в программе.
2. Год Сергея Дягилева в Мариинском
3. О судьбах, творчестве и соперничестве блистательных балерин Марии Суровщиковой–Петипа и Марфы Муравьевой в рассказе Ирины Баглачевой – заведующей сектором отдела редкой книги, рукописных архивных и изобразительных материалов.

Программа о Мариинском театре на «Радио России»
MARIINSKY.FM 25 марта в 21:00. Повтор – 26 марта.
1. Новое в репертуаре театра – Амилькаре Понкьелли "Джоконда".
2. Фестиваль "Виртуозы флейты": Денис Лупачев, солист Мариинского оркестра и инициатор фестиваля – об основном акценте фестиваля, о программе, премьерах, мастер-классах и участниках.
3. В честь легендарной флейтистки Александры Михайловны Вавилиной: Мария Федотова, солистка оркестра Мариинского театра о семейной флейтовой династии и о своем Учителе.
4. Знакомим с солистами Приморской сцены Маринского театра: ведущая солистка балетной труппы – Анна Самострелова.
Иллюстрации:
Екатерина Семенчук (Лаура) и Ахмед Агади (Энцо) в исполнении оперы «Джоконда». Фото М.Вильчука
Мария Федотова, фото Н. Разиной
Анна Самострелова — Аврора в «Спящей красавице».

«Иоланта» - последняя опера композитора, написанная в 1891 году паре с балетом «Щелкунчик» для постановки в Мариинском театре в один вечер. Несколько странная последняя оперная точка, особенно после «Пиковой дамы». Сказка со счастливым концом, но в ней много загадочного, символистского, и почему-то все время встают вопросы: слепота и зрение – что видеть и как видеть? Свет – физический или духовный? Прозрение – это очевидность окружающего мира или понимание сущности вещей и отношений? Но безусловно одно - завершающий оперу гимн свету: это гимн гармонии внешней и внутренней.
Слушайте в программе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского.
После передачи – в эфире интернет-радио Мариинского театра запись оперы «Иоланта» 1994 года с блестящим составом солистов Мариинского театра:
Рене, король Прованса — Сергей Алексашкин
Роберт, герцог Бургундский — Дмитрий Хворостовский
Водемон, граф Бургундский— Гегам Григорян
Эбн-Хакиа, мавританский врач — Николай Путилин
Иоланта, дочь короля (слепая) — Галина Горчакова
Марта, кормилица Иоланты — Лариса Дядькова
Оркестр Марииинского театра, дирижер – Валерий Гергиев
WWW.MARIINSKY.FM 23 марта в 17:00, повтор 24 марта

В ФОКУСЕ на MARIINSKY.FM – VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВИРТУОЗЫ ФЛЕЙТЫ» и «Концерт-высказывание» в честь легендарной флейтистки Александры Михайловны Вавилиной-Мравинской.

«Основным акцентом фестиваля»Виртуозы флейты» этого года стала тема Учитель и ученик. Она проходит сквозь весь фестиваль. И центральным концертом этого «направления» станет концерт – приношение учителю: Александре Михайловне Вавилиной-Мравинской, на нем выступят ученики Александры Михайловны.

Выдающаяся флейтистка, заслуженная артистка России, солистка оркестра Ленинрадской филармонии (оркестра Мравинского, где она работала 27, профессор Петербургской консерватории, где она преподавала с 1969 до последнего времени, воспитав несколько поколений замечательных, в том числе выдающихся музыкантов, трагически погибла во время пожара осенью прошлого года, ей было 93 года.
Крупный советский музыковед Богданов-Березовский так писал об Александре Михайловне: «Вавилина — тонкий художник- интерпретатор. Обладает большим, красивым звуком, безупречной интонацией, выразительной фразировкой. Постоянно стремясь к совершенствованию мастерства, достигла высокой виртуозности техники во всех её разновидностях, проявляет творческую инициативу в исполнении ответственных соло в произведениях композиторов разных эпох вплоть до современных. Это особенно ощущается в исполнении флейтовых монологов в сюите «Дафнис и Хлоя» и «Болеро» Равеля, «Море» и «Послеполуденном отдыхе фавна» Дебюсси, скерцо из музыки «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, 2-й ч. Пятой симфонии Шостаковича и др. партитурах. К артистическим достоинствам Вавилиной следует отнести высокоразвитое чувство стиля, позволяющее находить верные тона и краски, ритмические и динамические детали при исполнении музыки различных национальных школ».
С одной из ученицАлександры Михайловны Вавилиной-Мравинской и – наследницей класса Вавилиной в консерватории, солисткой оркестра Марииинского театра флейтисткой Марией Федоровой мы побеседовали.
К сожалению, мы нашли совсем немного записей выступления Александры Вавилиной, где она играет с Русским Народный Оркестр им. Андреева в 1960 году.
В программу включены Концертино Владимира Бояшова и пьеса «Жаворонок» на основе молдавской народной песни.

Слушайте WWW.MARIINSKY.FM 17 марта в 17.00, повтор 18 марта

VI Международный фестиваль «ВИРТУОЗЫ ФЛЕЙТЫ»,
пройдет в Мариинском театре с 17 по 21 марта: о главных действующих лицах и особенностях программы, об основном акценте фестиваля «Учитель и ученик», и специальной программе для детей «Флейта короля» слушайте в разговоре Натальи Кожевниковой с солистом Мариинского оркестра, инициатором и организатором фестиваля Денисом Лупачевым.
Разговор с Денисом Лупачевым, был записан чуть заранее, глобальные изменения в политической обстановке мира внесли коррективы и в программу фестиваля. Тем не менее, я не стала вырезать те имена, которые должны были быть топовыми гостями этого замечательного события, музыкального форума, иначе будет не вполне понятна логика представления основной идеи фестиваля этого года – которая формулируется как «Учитель и ученик», о которой рассказывал Денис. Двух выдающихся флейтистов – профессора Парижской высшей национальной консерватории по классам флейты и камерного ансамбля Филиппа Бернольда и австрийского флейтиста Карла-Хайнца Шютца не будет, но мы о них говорим.
После программы – можно услышать два редких сочинения, включенных в программу фестиваля:
Иоганн Иоахим Кванц
Концерт для флейты с оркестром № 262 соль минор

Джон Раттер
«Старинная сюита» для флейты, арфы и струнного оркестра

Слушайте WWW.MARIINSKY.FM 14 марта в 20.00, повтор 15 марта

СЕРИЯ 29. «Соната – великан», «Девятая симфония среди фортепианных сонат» – так называли сонату Бетховена для фортепиано № 29, ор.106.
Она грандиозна не только своей продолжительностью, техническими сложностями, но масштабностью замысла и содержанием. Сам автор считал её неисполнимой, и был уверен, что ее начнут играть не ранее, чем спустя 50 лет. 29-я соната и сегодня исполняется крайне редко.
Крупнейшая из фортепианных сонат композитора сочинялась в 1817 – 1819 годах и была опубликована под названием «Большой сонаты для клавира с молоточками» или «Hammerklavier».
В 1818 году Томас Бродвуд (владелец лондонской фирмы по производству клавесинов и клавиров) подарил Бетховену инструмент новой конструкции – молоточковое фортепиано, которое давало невероятные возможности по диапазону, яркости регистров, мощности звука, разнообразию звукоизвлечения.
В ответ благодарный Бетховен пообещал, что положит на этот инструмент, как на алтарь, свои новейшие произведения. Таким произведением стала Соната № 29.

MARIINSKY.FM 15 февраля в 17.00. Повтор – 16 февраля

«БЕТХОВЕН – 250» – это многосерийный цикл передач «Бетховен в контексте эпохи» к юбилею великого композитора – 250-летию со дня рождения на Mariinsky.FM : о личности композитора, его возлюбленных, друзьях, меценатах, о его времени и окружении, о его сочинениях, известных и не известных.

«Опричник» - фактически первая опера композитора, написанная им после двух уничтоженных. Над либретто по трагедии И.И.Лажечникова, Петр Ильич работал вместе с А.Н. Островским.
С этой оперой Чайковский дебютировал как композитор в Мариинском театре в 1874 году. Постановка имела успех, а вот сам автор был недоволен своим созданием, писал, что в ней «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки», и в 1893 году взялся за переработку «Опричника», но не успел.
Слушайте в программе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского.

WWW.MARIINSKY.FM 8 февраля в 17:00, повтор 9 февраля