Интернет-радио Мариинского теарта
Интернет-радио Мариинского театра

Сейчас в эфире

Одно из последних интервью певца и запись оперы «Пиковая дама» 1984 г. Герман – Юрий Марусин. Дирижер – Юрий Темирканов.

Не стало Юрия Марусина... Это большая потеря для русской вокальной школы – той самой, что позволяла 75-летнему певцу еще в октябре прошлого 2021 года, выйти на сцену Мариинского театра в одной из своих коронных партий – Канио в опере «Паяцы». И сделать это мастерски – и актерски, и вокально. Много лет он передавал свое мастерство начинающим певцам, будучи профессором Петербургской консерватории.

Юрий Марусин, народный артист России, лауреат государственной премии СССР , был солистом Мариинского театра более 40 лет: одним из лучших исполнителей Ленского, Германа, Хозе, Каварадосси, Вертера, Де Грие... После спектаклей певца встречала целая армия поклонников – вспоминает его постоянный концертмейстер Елена Матусовская, – и Юрий Марусин терпеливо и уважительно до часа подписывал программки.

Марусин – преемник традиций русской вокальной культуры, традиций Собинова, Печковского, Лемешева.
Мастерство певец совершенствовал на родине оперы в Италии – стажировался в театре Ла Скала в сезоне 1977/78. Приобрел мировую славу – выступая в крупнейших театрах Италии, в 1982 году музыкальным обществом Италии был награжден бюстом Дж.Верди и дипломом как лучший иностранный певец сезона за исполнение партии Габриэля Адорно в опере «Симон Бокканегра» с участием Аббадо, Френи, Капуччили, Гяурова.

Выступал на сцене Венской государственной оперы под руководством Клаудио Аббадо, исполняя партии Ленского, князя Голицына, Германа, Каварадосси. На Зальцбургском фестивале 1990 г. исполнил партию Дон Жуана («Каменный гость» Даргомыжского). Пел в Лондонском Ковент-гардене.

Слушайте запись оперы «Пиковая дама» с премьеры 27 декабря 1984 года, солисты: Юрий Марусин (Герман), Татьяна Новикова (Лиза), Валерий Алексеев (Томский), Владимир Чернов (Князь Елецкий), Людмила Филатова (Графиня), Евгения Гроховская (Полина), хор и оркестр Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова. Дирижер – Юрий Темирканов.

MARIINSKY.FM 28 июля в 20.00, повтор 29 июля

Программа о Мариинском театре на «Радио России»
MARIINSKY.FM 22 июля в 21:00. Повтор – 23 июля.

1. Победители I Международного конкурс им. Рахманинова в Мариинском: о конкурсе, участниках и победителях: интервью членов жюри Александра Чайковского, Валерия Полянского , а также лауреатов: дирижеров Гургена Петросяна, Филиппа Селиванова, Ивана Никифорчина, Хаожаня Ли, композитора Эдуарда Кипрского.
2. Солистка балетной труппы Мариинского театра – Мария Ильюшкина, победительница XIV Международного конкурса балета.
3. Возвращение балета Бориса Тищенко «Двенадцать» в постановке и хореографии Александра Сергеева. Интервью с хореографом.

Последнее фортепианное сочинение Бетховена.
В силу парадоксальности своего мышления после последних сонат, которые были и прощанием с фортепиано, и прощанием с жанром, Бетховен, вновь возвращается к фортепиано и создает грандиозный цикл вариаций – 33 вариации на тему вальса Диабелли. Незатейливый вальс превращается в марш, серьезный хорал, воспаряет в эфемерные выси, становится шутливым скерцо, Бетховен разбирает тему на атомы и создает абсолютно новую сущность. И – как всегда у этого композитора, – линии протягиваются и в прошлое – к Генделю и Баху, и в будущее – к Шуману, Малеру, в ХХ век.
Ганс фон Бюлов, один из наиболее выдающихся музыкантов XIX века называл эти вариации «микрокосмосом бетховенского гения вообще и отражением всего мира звуков»
Вариации практически не исполняются.

Об уникальности этого цикла, истории его создания, вариациях других композиторов на эту тему, в том числе 7-летнего Ференца Листа слушайте в беседе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского. После в программе – в исполнении Андреаса Шайера на реплике Хаммер клавира беховенского времени прозвучат часть вариаций из первого тома из 50 вариаций разных авторов на тему Диабелли и 33 вариации Бетховена. В следующем порядке: вальс Диабелли, вариации Карла Черни, Иоганна Непомука Гуммеля, Фридриха Калькбреннера,Йозефа Кержковского, Конрадина Крейцера, Франца Листа , Игнаца Мошелеса, Петера Пиксиса, Ксавера Моцарта и Франца Шуберта, затем интродукция, - переход , сочиненный пианистом Шайером , и далее – полный цикл вариаций Бетховена.

Mariinsky.FM 30 апреля в 20.00. повтор – 1 мая

«БЕТХОВЕН – 250» – это многосерийный цикл передач «Бетховен в контексте эпохи» к юбилею великого композитора – 250-летию со дня рождения на Mariinsky.FM : о личности композитора, его возлюбленных, друзьях, меценатах, о его времени и окружении, о его сочинениях, известных и не известных.