Интернет-радио Мариинского теарта
Интернет-радио Мариинского театра
Сейчас в эфире

Анонсы

Последнее фортепианное сочинение Бетховена.
В силу парадоксальности своего мышления после последних сонат, которые были и прощанием с фортепиано, и прощанием с жанром, Бетховен, вновь возвращается к фортепиано и создает грандиозный цикл вариаций – 33 вариации на тему вальса Диабелли. Незатейливый вальс превращается в марш, серьезный хорал, воспаряет в эфемерные выси, становится шутливым скерцо, Бетховен разбирает тему на атомы и создает абсолютно новую сущность. И – как всегда у этого композитора, – линии протягиваются и в прошлое – к Генделю и Баху, и в будущее – к Шуману, Малеру, в ХХ век.
Ганс фон Бюлов, один из наиболее выдающихся музыкантов XIX века называл эти вариации «микрокосмосом бетховенского гения вообще и отражением всего мира звуков»
Вариации практически не исполняются.

Об уникальности этого цикла, истории его создания, вариациях других композиторов на эту тему, в том числе 7-летнего Ференца Листа слушайте в беседе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского. После в программе – в исполнении Андреаса Шайера на реплике Хаммер клавира беховенского времени прозвучат часть вариаций из первого тома из 50 вариаций разных авторов на тему Диабелли и 33 вариации Бетховена. В следующем порядке: вальс Диабелли, вариации Карла Черни, Иоганна Непомука Гуммеля, Фридриха Калькбреннера,Йозефа Кержковского, Конрадина Крейцера, Франца Листа , Игнаца Мошелеса, Петера Пиксиса, Ксавера Моцарта и Франца Шуберта, затем интродукция, - переход , сочиненный пианистом Шайером , и далее – полный цикл вариаций Бетховена.

Mariinsky.FM 30 апреля в 20.00. повтор – 1 мая

«БЕТХОВЕН – 250» – это многосерийный цикл передач «Бетховен в контексте эпохи» к юбилею великого композитора – 250-летию со дня рождения на Mariinsky.FM : о личности композитора, его возлюбленных, друзьях, меценатах, о его времени и окружении, о его сочинениях, известных и не известных.

Программа о Мариинском театре на «Радио России»
MARIINSKY.FM 23 апреля в 20.00. Повтор – 24 апреля

1. VI Международный фестиваль арфы «Северная лира» - об уникальных и неожиданных родственниках арфы рассказывают музыкальные мастера и реставраторы: Александр Гнездилов (реконструировавший скифскую арфу) и Сергей Чернышов (работающий с африканской арфой), звуки этих инструментов также слушайте в программе.
2. Год Сергея Дягилева в Мариинском
3. О судьбах, творчестве и соперничестве блистательных балерин Марии Суровщиковой–Петипа и Марфы Муравьевой в рассказе Ирины Баглачевой – заведующей сектором отдела редкой книги, рукописных архивных и изобразительных материалов.

Программа о Мариинском театре на «Радио России»
MARIINSKY.FM 25 марта в 21:00. Повтор – 26 марта.
1. Новое в репертуаре театра – Амилькаре Понкьелли "Джоконда".
2. Фестиваль "Виртуозы флейты": Денис Лупачев, солист Мариинского оркестра и инициатор фестиваля – об основном акценте фестиваля, о программе, премьерах, мастер-классах и участниках.
3. В честь легендарной флейтистки Александры Михайловны Вавилиной: Мария Федотова, солистка оркестра Мариинского театра о семейной флейтовой династии и о своем Учителе.
4. Знакомим с солистами Приморской сцены Маринского театра: ведущая солистка балетной труппы – Анна Самострелова.
Иллюстрации:
Екатерина Семенчук (Лаура) и Ахмед Агади (Энцо) в исполнении оперы «Джоконда». Фото М.Вильчука
Мария Федотова, фото Н. Разиной
Анна Самострелова — Аврора в «Спящей красавице».

«Иоланта» - последняя опера композитора, написанная в 1891 году паре с балетом «Щелкунчик» для постановки в Мариинском театре в один вечер. Несколько странная последняя оперная точка, особенно после «Пиковой дамы». Сказка со счастливым концом, но в ней много загадочного, символистского, и почему-то все время встают вопросы: слепота и зрение – что видеть и как видеть? Свет – физический или духовный? Прозрение – это очевидность окружающего мира или понимание сущности вещей и отношений? Но безусловно одно - завершающий оперу гимн свету: это гимн гармонии внешней и внутренней.
Слушайте в программе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского.
После передачи – в эфире интернет-радио Мариинского театра запись оперы «Иоланта» 1994 года с блестящим составом солистов Мариинского театра:
Рене, король Прованса — Сергей Алексашкин
Роберт, герцог Бургундский — Дмитрий Хворостовский
Водемон, граф Бургундский— Гегам Григорян
Эбн-Хакиа, мавританский врач — Николай Путилин
Иоланта, дочь короля (слепая) — Галина Горчакова
Марта, кормилица Иоланты — Лариса Дядькова
Оркестр Марииинского театра, дирижер – Валерий Гергиев
WWW.MARIINSKY.FM 23 марта в 17:00, повтор 24 марта

В ФОКУСЕ на MARIINSKY.FM – VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВИРТУОЗЫ ФЛЕЙТЫ» и «Концерт-высказывание» в честь легендарной флейтистки Александры Михайловны Вавилиной-Мравинской.

«Основным акцентом фестиваля»Виртуозы флейты» этого года стала тема Учитель и ученик. Она проходит сквозь весь фестиваль. И центральным концертом этого «направления» станет концерт – приношение учителю: Александре Михайловне Вавилиной-Мравинской, на нем выступят ученики Александры Михайловны.

Выдающаяся флейтистка, заслуженная артистка России, солистка оркестра Ленинрадской филармонии (оркестра Мравинского, где она работала 27, профессор Петербургской консерватории, где она преподавала с 1969 до последнего времени, воспитав несколько поколений замечательных, в том числе выдающихся музыкантов, трагически погибла во время пожара осенью прошлого года, ей было 93 года.
Крупный советский музыковед Богданов-Березовский так писал об Александре Михайловне: «Вавилина — тонкий художник- интерпретатор. Обладает большим, красивым звуком, безупречной интонацией, выразительной фразировкой. Постоянно стремясь к совершенствованию мастерства, достигла высокой виртуозности техники во всех её разновидностях, проявляет творческую инициативу в исполнении ответственных соло в произведениях композиторов разных эпох вплоть до современных. Это особенно ощущается в исполнении флейтовых монологов в сюите «Дафнис и Хлоя» и «Болеро» Равеля, «Море» и «Послеполуденном отдыхе фавна» Дебюсси, скерцо из музыки «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, 2-й ч. Пятой симфонии Шостаковича и др. партитурах. К артистическим достоинствам Вавилиной следует отнести высокоразвитое чувство стиля, позволяющее находить верные тона и краски, ритмические и динамические детали при исполнении музыки различных национальных школ».
С одной из ученицАлександры Михайловны Вавилиной-Мравинской и – наследницей класса Вавилиной в консерватории, солисткой оркестра Марииинского театра флейтисткой Марией Федоровой мы побеседовали.
К сожалению, мы нашли совсем немного записей выступления Александры Вавилиной, где она играет с Русским Народный Оркестр им. Андреева в 1960 году.
В программу включены Концертино Владимира Бояшова и пьеса «Жаворонок» на основе молдавской народной песни.

Слушайте WWW.MARIINSKY.FM 17 марта в 17.00, повтор 18 марта

VI Международный фестиваль «ВИРТУОЗЫ ФЛЕЙТЫ»,
пройдет в Мариинском театре с 17 по 21 марта: о главных действующих лицах и особенностях программы, об основном акценте фестиваля «Учитель и ученик», и специальной программе для детей «Флейта короля» слушайте в разговоре Натальи Кожевниковой с солистом Мариинского оркестра, инициатором и организатором фестиваля Денисом Лупачевым.
Разговор с Денисом Лупачевым, был записан чуть заранее, глобальные изменения в политической обстановке мира внесли коррективы и в программу фестиваля. Тем не менее, я не стала вырезать те имена, которые должны были быть топовыми гостями этого замечательного события, музыкального форума, иначе будет не вполне понятна логика представления основной идеи фестиваля этого года – которая формулируется как «Учитель и ученик», о которой рассказывал Денис. Двух выдающихся флейтистов – профессора Парижской высшей национальной консерватории по классам флейты и камерного ансамбля Филиппа Бернольда и австрийского флейтиста Карла-Хайнца Шютца не будет, но мы о них говорим.
После программы – можно услышать два редких сочинения, включенных в программу фестиваля:
Иоганн Иоахим Кванц
Концерт для флейты с оркестром № 262 соль минор

Джон Раттер
«Старинная сюита» для флейты, арфы и струнного оркестра

Слушайте WWW.MARIINSKY.FM 14 марта в 20.00, повтор 15 марта

СЕРИЯ 29. «Соната – великан», «Девятая симфония среди фортепианных сонат» – так называли сонату Бетховена для фортепиано № 29, ор.106.
Она грандиозна не только своей продолжительностью, техническими сложностями, но масштабностью замысла и содержанием. Сам автор считал её неисполнимой, и был уверен, что ее начнут играть не ранее, чем спустя 50 лет. 29-я соната и сегодня исполняется крайне редко.
Крупнейшая из фортепианных сонат композитора сочинялась в 1817 – 1819 годах и была опубликована под названием «Большой сонаты для клавира с молоточками» или «Hammerklavier».
В 1818 году Томас Бродвуд (владелец лондонской фирмы по производству клавесинов и клавиров) подарил Бетховену инструмент новой конструкции – молоточковое фортепиано, которое давало невероятные возможности по диапазону, яркости регистров, мощности звука, разнообразию звукоизвлечения.
В ответ благодарный Бетховен пообещал, что положит на этот инструмент, как на алтарь, свои новейшие произведения. Таким произведением стала Соната № 29.

MARIINSKY.FM 15 февраля в 17.00. Повтор – 16 февраля

«БЕТХОВЕН – 250» – это многосерийный цикл передач «Бетховен в контексте эпохи» к юбилею великого композитора – 250-летию со дня рождения на Mariinsky.FM : о личности композитора, его возлюбленных, друзьях, меценатах, о его времени и окружении, о его сочинениях, известных и не известных.

«Опричник» - фактически первая опера композитора, написанная им после двух уничтоженных. Над либретто по трагедии И.И.Лажечникова, Петр Ильич работал вместе с А.Н. Островским.
С этой оперой Чайковский дебютировал как композитор в Мариинском театре в 1874 году. Постановка имела успех, а вот сам автор был недоволен своим созданием, писал, что в ней «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки», и в 1893 году взялся за переработку «Опричника», но не успел.
Слушайте в программе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского.

WWW.MARIINSKY.FM 8 февраля в 17:00, повтор 9 февраля

MARIINSKY.FM «БЕТХОВЕН – 250»
СЕРИЯ 28. Бетховен – автор песен, Бетховен – лирик. От «Сурка» к «Песне под вечерним небом» и циклу «К далекой возлюбленной». А также о песни «Аделаида», исполненной автором в присутствии Российской императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I, «Песне о Блохе», обработках народных песен разных народов мира, духовных песнях.
Каждый, кто учился в музыкальной школе, знает песню Бетховена «Сурок». Лирический герой песни - мальчик-савояр (из области Савойя у подножия Альп, на юго-востоке Франции), бродящий по Германии с дрессированным сурком. Когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.
MARIINSKY.FM 14 января в 17.00. Повтор – 15 января

СЕРИЯ 27. Две сонаты начала позднего периода творчества Бетховена: № 27, ор. 90 и № 28, ор. 101.
Время после Венского конгресса 1814 – 1815 года для Бетховена – время краха жизненных иллюзий и мечтаний. Музыка композитора становится иной, на первый план выходит Бетховен-мыслитель, философ, уходящий от мира земного в мир образов и идей: чувства, переданные в этой музыке – неземные, а жанры становятся «образом жанра».
После программы Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского, слушайте сонаты №№ 27 и 28 в исполнении Рональда Браутигама на фортепиано -реплике инструмента бетховенского времени
Mariinsky.FM 30 декабря в 21.00. повтор – 31 декабря