Интернет-радио Мариинского теарта
Интернет-радио Мариинского театра
Сейчас в эфире

Анонсы

Специальная программа на интернет-радио Мариинского театра на MARIINSKY.FM : исторические записи Ленинградского радио во время блокады, голос Ольги Берггольц и Юрия Левитана, рассказ дирижера Карла Элиасберга об исполнении в 1942 году в блокадном городе Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича и исполнение этой симфонии Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Карла Элиасберга (запись 1964 года); послевоенные записи Всесоюзного радио оперетт Имре Кальмана, которые шли в театре Музыкальной комедии в блокадном Ленинграде; военные песни; и запись «Ленинградской» симфонии Шостаковича в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В программе MARIINSKY.FM сегодня

«Вокруг вашего имени уже десять лет вращается история музыки и у каждого музыканта, который сейчас обсуждается, возникает вопрос, как он относится к музыке Мейербера» писал великий немецкий поэт Генрих Гейне знаменитому композитору-современнику Джакомо Мейерберу в 1842 г.

Оценки своей музыки от Мейербера ждал Глинка. Чайковский после постановки «Гугенотов» в Париже писал, что это — «одна из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре, и не только музыканту по профессии, но и всякому сколько-нибудь образованному дилетанту дорога эта превосходная музыка, с ее удивительнейшей, первенствующей между всеми произведениями подобного рода, любовной сценой IV акта, с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями».

В России до революции 1917 г. оперы Мейербера были в репертуаре многих оперных трупп, за последнее столетие сценическое воплощение нашли только «Гугеноты», поставленные в Большом театре в Москве в 1934 г. и в 1951 г. и в Ереване в 1942 г

В Мариинском театре в этом сезоне эту оперу вводят в репертуар – она звучала в камерном варианте, затем исполнялась часть оперы, 28 декабря «Гугеноты» прозвучат полностью в концертном исполнении в Мариинском-2!

О композиторе и его опере «Гугеноты» - в программе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского на MARIINSKY.FM и в подкастах.

MARIINSKY.FM 26 декабря в 17:00. Повтор – 27 декабря.

MARIINSKY.FM 15 декабря в 20.00, повтор – 16 декабря. И в подкастах ВКонтакте

«Китеж» — четырнадцатая (предпоследняя) опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, одно из самых красивых сочинений композитора, в основу которого положены легенды о чудесном исчезновении, сокрытии светлого Китежа от недругов, а также народные предания о деве Февронии. Древний город и красота природы, освященные Божьим благословением, нашествие врагов и разрушения в яркой знаменитой симфонической батальной картине «Сеча при Керженце», предательство и любовь, мирская суета и вневременная мудрость,– в этой опере очень много всего. Но главное, – и это передает именно Феврония, – постоянное радостное созерцание, радость гармонического единства благодарное восприятие жизни, какой бы она ни была, когда даже смерть мыслится не как зло, а лишь момент перехода в иное состояние. Можно сказать, что это история о силе человеческой природы, одухотворенной верой, которая побеждает бесовскую «нежить» (по выражению самого композитора).

Премьера оперы состоялась в Мариинском театре 7 (20) февраля 1907 года, под руководством дирижера Феликса Блуменфельда. Декорации были созданы по эскизам замечательных русских художников К.А.Коровина и А.М.Васнецова. Костюмы – по рисункам К.А.Коровина.

Об этой опере, истории ее создании – в программе интернет-радио Мариинского театра. В конце программы – слушайте запись оперы в исполнении солистов, хора, оркестра Мариинского театра, дирижер – Валерий Гергиев. В главных партиях:  Галина Горчакова, Владимир Галузин, Николай Охотников, Юрий Марусин. Запись 1994 года.

Программа о Мариинском театре на «Радио России»
MARIINSKY.FM 23 ноября в 22:30. Повтор – 24 ноября.
1. Опера «Война и мир» - взгляд из-за кулис. Техническая сторона постановки спектакля – рассказывает Технический директор управления технического комплекса Владимир Маслов.
2. Х Органный фестиваль в Мариинском: новое в программе, новые имена. О характере инструмента в разговоре с главным органным мастером-интонировщиком Еленой Загоруйко.
3. Екатерина Семенчук о безграничных возможностях голоса. Дебют в опере «Пиковая дама»
4. К 185-летию Сергея Худекова, русского драматурга, либреттиста, историка балета.

«Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!»

Балет «Двенадцать» Бориса Тищенко по поэме Александра Блока «Двенадцать», поставленный в июле этого года в Мариинском  хореографом Александром Сергеевым, стал большим событием. Блок услышал время, Тищенко удивительно тонко услышал поэму, Сергеев – сумел воплотить это на сцене, и постановка безошибочно нашла резонанс у зрителей своей вне-временностью и свое-временностью.

Слушайте в программе: хореограф Александр Сергеев и прима-балерина Екатерина Кондаурова – об идеях и смыслах постановки.

MARIINSKY.FM 20 сентября в 21.00. Повтор – 21 сентября

«Величайшим творением» называл «Торжественную мессу» сам композитор, который был обычно скромен в оценке своих сочинений. Формально месса сочинялась ко дню вступления в сан архиепископа Эрцгерцога Рудольфа, друга, ученика и покровителя композитора. Работа шла в течение пяти лет, и Месса была закончена вместе с Девятой симфонией в 1823 году. Сочинение невероятное по грандиозности, глубине постановки философских вопросов и новизне интонационного строя и формы.
Сразу же по завершении мессы, Бетховен стал распространять новое сочинение по подписке, по 50 дукатов за каждый экземпляр. Подписчиков оказалось всего 10, среди них короли Франции и Пруссии, император Александр I и князь Николай Голицын, страстный поклонник Бетховена, виолончелист-любитель и почетный член петербургского Филармонического общества. Благодаря Голицыну «Торжественная месса» была исполнена в Петербурге – и это была мировая премьера! – 7 апреля (26 марта) 1824 года в концерте Филармонического общества.


После программы слушайте запись «Торжественной мессы» в исполнении Оркестра Concertus Musicus Wien, Арнольд Шенберг-хор, дирижер – Николаус Арнонкур. Солисты: Лаура Айкин (сопрано), Бернарда Финк (альт), Джонс Кам (тенор) и Робен Дроле (бас). Запись 2015 г., Грац


MARIINSKY.FM 16 сентября в 21.00. Повтор – 17 сентября

Антонина Весенина, солистка Мариинского театра с 2022 года, чей голос – колоратурное сопрано, непривычно для такого высокого голоса насыщенный красками, бархатный и мягкий. За последние пару сезонов – репертуар певицы солидно увеличился: к Розине из «Севильского цирюльника», которую певица исполняет с премьеры оперы в 2014 году, добавились многие партии, в том числе, Антонида в «Иване Сусанине», Лакме, Адель в «Летучей мыши», Норина в «Доне Паскуале», Тереза в «Бенвенуто Челлини». В последних двух операх Антонину Весенину можно услышать и увидеть 17 и 23 сентября, ее Розину – 18 сентября, Царевну Ненаглядную Красу в опере «Кащей Бессмертный» 30 сентября.

Слушайте разговор с певицей, а также фрагменты опер и романсов в ее исполнении.

MARIINSKY.FM 13 сентября в 20.00, повтор – 14 сентября

Одно из последних интервью певца и запись оперы «Пиковая дама» 1984 г. Герман – Юрий Марусин. Дирижер – Юрий Темирканов.

Не стало Юрия Марусина... Это большая потеря для русской вокальной школы – той самой, что позволяла 75-летнему певцу еще в октябре прошлого 2021 года, выйти на сцену Мариинского театра в одной из своих коронных партий – Канио в опере «Паяцы». И сделать это мастерски – и актерски, и вокально. Много лет он передавал свое мастерство начинающим певцам, будучи профессором Петербургской консерватории.

Юрий Марусин, народный артист России, лауреат государственной премии СССР , был солистом Мариинского театра более 40 лет: одним из лучших исполнителей Ленского, Германа, Хозе, Каварадосси, Вертера, Де Грие... После спектаклей певца встречала целая армия поклонников – вспоминает его постоянный концертмейстер Елена Матусовская, – и Юрий Марусин терпеливо и уважительно до часа подписывал программки.

Марусин – преемник традиций русской вокальной культуры, традиций Собинова, Печковского, Лемешева.
Мастерство певец совершенствовал на родине оперы в Италии – стажировался в театре Ла Скала в сезоне 1977/78. Приобрел мировую славу – выступая в крупнейших театрах Италии, в 1982 году музыкальным обществом Италии был награжден бюстом Дж.Верди и дипломом как лучший иностранный певец сезона за исполнение партии Габриэля Адорно в опере «Симон Бокканегра» с участием Аббадо, Френи, Капуччили, Гяурова.

Выступал на сцене Венской государственной оперы под руководством Клаудио Аббадо, исполняя партии Ленского, князя Голицына, Германа, Каварадосси. На Зальцбургском фестивале 1990 г. исполнил партию Дон Жуана («Каменный гость» Даргомыжского). Пел в Лондонском Ковент-гардене.

Слушайте запись оперы «Пиковая дама» с премьеры 27 декабря 1984 года, солисты: Юрий Марусин (Герман), Татьяна Новикова (Лиза), Валерий Алексеев (Томский), Владимир Чернов (Князь Елецкий), Людмила Филатова (Графиня), Евгения Гроховская (Полина), хор и оркестр Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова. Дирижер – Юрий Темирканов.

MARIINSKY.FM 28 июля в 20.00, повтор 29 июля

Программа о Мариинском театре на «Радио России»
MARIINSKY.FM 22 июля в 21:00. Повтор – 23 июля.

1. Победители I Международного конкурс им. Рахманинова в Мариинском: о конкурсе, участниках и победителях: интервью членов жюри Александра Чайковского, Валерия Полянского , а также лауреатов: дирижеров Гургена Петросяна, Филиппа Селиванова, Ивана Никифорчина, Хаожаня Ли, композитора Эдуарда Кипрского.
2. Солистка балетной труппы Мариинского театра – Мария Ильюшкина, победительница XIV Международного конкурса балета.
3. Возвращение балета Бориса Тищенко «Двенадцать» в постановке и хореографии Александра Сергеева. Интервью с хореографом.

Последнее фортепианное сочинение Бетховена.
В силу парадоксальности своего мышления после последних сонат, которые были и прощанием с фортепиано, и прощанием с жанром, Бетховен, вновь возвращается к фортепиано и создает грандиозный цикл вариаций – 33 вариации на тему вальса Диабелли. Незатейливый вальс превращается в марш, серьезный хорал, воспаряет в эфемерные выси, становится шутливым скерцо, Бетховен разбирает тему на атомы и создает абсолютно новую сущность. И – как всегда у этого композитора, – линии протягиваются и в прошлое – к Генделю и Баху, и в будущее – к Шуману, Малеру, в ХХ век.
Ганс фон Бюлов, один из наиболее выдающихся музыкантов XIX века называл эти вариации «микрокосмосом бетховенского гения вообще и отражением всего мира звуков»
Вариации практически не исполняются.

Об уникальности этого цикла, истории его создания, вариациях других композиторов на эту тему, в том числе 7-летнего Ференца Листа слушайте в беседе Натальи Кожевниковой и Георгия Ковалевского. После в программе – в исполнении Андреаса Шайера на реплике Хаммер клавира беховенского времени прозвучат часть вариаций из первого тома из 50 вариаций разных авторов на тему Диабелли и 33 вариации Бетховена. В следующем порядке: вальс Диабелли, вариации Карла Черни, Иоганна Непомука Гуммеля, Фридриха Калькбреннера,Йозефа Кержковского, Конрадина Крейцера, Франца Листа , Игнаца Мошелеса, Петера Пиксиса, Ксавера Моцарта и Франца Шуберта, затем интродукция, - переход , сочиненный пианистом Шайером , и далее – полный цикл вариаций Бетховена.

Mariinsky.FM 30 апреля в 20.00. повтор – 1 мая

«БЕТХОВЕН – 250» – это многосерийный цикл передач «Бетховен в контексте эпохи» к юбилею великого композитора – 250-летию со дня рождения на Mariinsky.FM : о личности композитора, его возлюбленных, друзьях, меценатах, о его времени и окружении, о его сочинениях, известных и не известных.