Интернет-радио Мариинского теарта
Интернет-радио Мариинского театра
Сейчас в эфире

16 сентября. «БЕТХОВЕН – 250» Серия 33: ТОРЖЕСТВЕННАЯ МЕССА

«БЕТХОВЕН – 250» на MARIINSKY.FM
Серия 33: ТОРЖЕСТВЕННАЯ МЕССА
«Величайшим творением» называл «Торжественную мессу» сам композитор, который был обычно скромен в оценке своих сочинений. Формально месса сочинялась ко дню вступления в сан архиепископа Эрцгерцога Рудольфа, друга, ученика и покровителя композитора. Работа шла в течение пяти лет, и Месса была закончена вместе с Девятой симфонией в 1823 году. Сочинение невероятное по грандиозности, глубине постановки философских вопросов и новизне интонационного строя и формы.
Сразу же по завершении мессы, Бетховен стал распространять новое сочинение по подписке, по 50 дукатов за каждый экземпляр. Подписчиков оказалось всего 10, среди них короли Франции и Пруссии, император Александр I и князь Николай Голицын, страстный поклонник Бетховена, виолончелист-любитель и почетный член петербургского Филармонического общества. Благодаря Голицыну «Торжественная месса» была исполнена в Петербурге – и это была мировая премьера! – 7 апреля (26 марта) 1824 года в концерте Филармонического общества.
После программы слушайте запись «Торжественной мессы» в исполнении Оркестра Concertus Musicus Wien, Арнольд Шенберг-хор, дирижер – Николаус Арнонкур. Солисты: Лаура Айкин (сопрано), Бернарда Финк (альт), Джонс Кам (тенор) и Робен Дроле (бас). Запись 2015 г., Грац
MARIINSKY.FM 16 сентября в 21.00. Повтор – 17 сентября
Иллюстрации:
Портрет Бетховена кисти Йозефа Штилера (Joseph Karl Stieler), 1820 г. , один из самых популярных изображений композитора. Был заказан друзьями Бетховена Францем и Антонией Брентано. Он позировал для этого портрета четыре раза, поскольку был не в состоянии долго сидеть неподвижно. Композитор изображен в процессе работы, сочиняющим «Торжественную Мессу» ре мажор Opus 123. На стороне рукописи, обращенной к зрителю, видна надпись: Missa solemnis / From D #