Хоровое училище им. М. И. Глинки – старейшее профессиональное учебное заведение России. Его история восходит к 1479 году, когда при хоре государевых певчих дьяков, основанном указом великого князя московского Ивана III в 1476 году, появился хор малолетних певчих. Певчие участвовали в торжествах по поводу основания новой столицы России, и дальнейшая история коллектива навсегда оказалась связанной с историей Петербурга.
Хор мальчиков Хорового училища им. М. И. Глинки возглавляли такие выдающиеся дирижеры, как Александр Свешников, Палладий Богданов, Федор Козлов. В 1991–2007 годах художественным руководителем коллектива был Владимир Беглецов. С марта 2014 года он не только возглавил училище, но и возобновил работу с Хором мальчиков.
Коллектив участвовал в культурных программах саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге (2006), зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи (2014).
В настоящее время хор выступает на лучших площадках Северной столицы: в Концертном зале Мариинского театра, Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Исаакиевском и Смольном соборах, Петрикирхе. Регулярно участвует в праздничных церемониях, посвященных празднованию Дня дипломатического работника, в Мраморном дворце и консульских учреждениях разных стран. Гастролировал в Великобритании, Германии, Дании, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Нидерландах, Австрии, Словении, Латвии, Польше, Финляндии, Испании, Италии, Южной Корее, Китае. Выступал в Берлинской филармонии, лондонском Альберт-холле, штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, на многих других площадках.
Воспитанники хора участвуют в оперных постановках Мариинского, Михайловского театров и Большого театра России.
В 2016 году на фирме «Мелодия» коллектив вместе с пианистом Алексеем Гориболем записал «16 песен для детей» (соч. 54) Чайковского.
Концертный хор Санкт-Петербурга
Камерный хор Смольного собора – именно так вначале назывался коллектив – был организован в 1991 году, вскоре после того, как собор в 1990-м получил статус концертно-выставочного зала. Первым руководителем хора стал его основатель Станислав Легков (1991–1995), в дальнейшем коллектив возглавляли Андрей Петренко (1995–2000) и Эдуард Кротман (2000–2004). В 2004 году Смольный собор стал частью Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», а руководство Камерным хором принял на себя заслуженный артист России Владимир Беглецов.
В январе 2016-го Смольный собор был передан Русской православной церкви; в мае того же года хор, который остался в составе музея, получил новое имя: Концертный хор Санкт-Петербурга.
Выступления коллектива проходят по большей части в Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова (Спас на Крови). Хор также поет в храме Феодоровской иконы Божией Матери, в залах Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга; он участвовал в фестивалях «Звезды белых ночей», «Площадь Искусств», «Музыкальная коллекция», «Дворцы Санкт-Петербурга», Московском Пасхальном фестивале, Левитановском фестивале (Плёс) и т. д., выступал в Москве, Калининграде, Новосибирске и других городах России, в Нидерландах, Норвегии, Испании, Германии, Польше, Китае, Казахстане. Среди творческих партнеров коллектива были дирижеры Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Кшиштоф Пендерецкий, вокалисты Ирина Богачёва, Ольга Бородина, Геннадий Беззубенков, Ильдар Абдразаков, Алексей Марков, пианисты Елизавета Леонская, Алексей Гориболь и пр.
Певцы исполняют пассионы, мессы, реквиемы Шютца, Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Форе, Верди, хоровые опусы Танеева, литургические произведения Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, концерты Бортнянского, а также хоровые сюиты, в которых народные песни, рок-композиции, песни военных лет и классические миниатюры соединяются в неожиданно органичные и эмоционально напряженные сюжеты. В программах Владимира Беглецова естественным образом соседствуют Перголези и Бернстайн, Шнитке и Свиридов, а, например, трагедийность и гротеск, явленные в «Перезвонах» Гаврилина, изумляют тех, кто привык воспринимать эту грандиозную музыкальную фреску как умилительно-тоскливую картину несуществующей страны.
Коллектив осуществил мировые премьеры кантаты Георгия Свиридова «Бич Ювенала» (2006), ораториального сочинения Зденека Мерты Via Lucis и одического произведения Александра Кнайфеля «Бог» (2010), «Молитвослова» Александра Сойникова (2014), оперы Светланы Нестеровой «Поди туда – не знаю куда» (2016), петербургские премьеры Утрени Кшиштофа Пендерецкого (2006), «Утреннего размышления о Божием величестве» Леонида Десятникова (2009), «Страстей по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) (2011), вокально-инструментальной мистерии Александра Сойникова «Роза мира» (2012), «Вечернего моления о мире» Николая Сидельникова (2014), а также полусценические постановки опер «Алеко», «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» с участием приглашенных оркестров.
Информация на январь 2024 года