ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина:
Анна Викулина
Анастасия Самарина
Елизавета Михайлова
Дмитрий Григорьев-Кан
Женский хор Музыкального театра им Ф. И. Шаляпина
Cимфонический оркестр «Северная Cимфония»
Солист – Сергей Словачевский (виолончель)
Дирижер – Фабио Мастранджело
В ПРОГРАММЕ:
Клод Дебюсси
Поэма «Дева-избранница»
Эдуар Лало
Концерт для виолончели с оркестром ре минор
Клод Дебюсси
Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна»
Кантата «Блудный сын»
Кантаты Дебюсси «Блудный сын» и «Дева-избранница» – настоящие репертуарные редкости. Они были написаны совсем молодым композитором как дипломная работа и аспирантский отчет. В 1883 году Дебюсси заканчивал обучение в Парижской консерватории и участвовал в конкурсе на Римскую премию – так называлась оплачиваемая трехгодичная стажировка в Риме, позволявшая совершенствовать мастерство и расширять кругозор, не заботясь о хлебе насущном. Текст кантаты выдавали соискателям в день экзамена, три недели в одиночестве они сочиняли «музыкальную сцену» и сдавали работу, которую затем рассматривало жюри. Дебюсси уверенно продемонстрировал хорошую академическую выучку, своеобразие гармонического языка, тонкое вокальное письмо и слегка подыграл экзаменаторам, написав сцену в стиле Массне и Делиба – кумиров публики того времени. Завоевав главный приз и отправившись в Рим, он должен был отчитываться о проделанной работе, отсылая в Париж, тем же членам жюри, новые произведения. И Дебюсси вновь решил написать кантату. На этот раз выбрал текст сам, воодушевившись картиной прерафаэлита Данте Габриела Россетти «Блаженная дева»: дело происходит в раю, где Дева-избранница ждет возлюбленного. Поскольку Россетти ранее написал еще и поэму на этот сюжет, а в 1885 году появился ее перевод на французский, звезды сошлись – Дебюсси словно получил и воображаемые декорации, и либретто для оперной сцены, сюжет для которой давно искал. Атмосфера мечты, таинственные хоры «сестер», ожидание избранника, ничего реального и приземленного – вот чем был увлечен Дебюсси в двадцать пять лет, вот что предшествовало опере «Пеллеас и Мелизанда». На концерте 10 июня предоставляется шанс услышать и предвестие загадочного королевства Аллемонда, и «старших сестер» Мелизанды. Хрупкость символистских образов Россетти и Дебюсси оттенят игровая стихия и виртуозный напор Виолончельного концерта Эдуара Лало. Анна Петрова