Санкт-Петербург, Концертный зал

Перголези. Stabat Mater
Шостакович – Баршай. Камерная симфония


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ольга Трифонова (сопрано)
Виктория Ястребова (меццо-сопрано)
Ольга Охроменко (орган)

Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Заурбек Гугкаев


В ПРОГРАММЕ:
Джованни Баттиста Перголези
Stabat Mater

Дмитрий Шостакович – Рудольф Баршай
Камерная симфония, соч. 110а


Автором Stabat mater dolorosa считают тосканского поэта Якопоне да Тоди, монаха-францисканца, жившего в XIII веке. Хотя в XVI столетии Тридентский собор исключил Stabat mater из католической литургии, тем не менее композиторы продолжали обращаться к этим стихам, и в 1727 году папа Бенедикт XIII восстановил их в правах. 26-летний Джованни Баттиста Перголези написал Stabat mater для сопрано, альта, струнных и органа незадолго до своей смерти в 1736 году. Состав участников «скопирован» им со Stabat mater Алессандро Скарлатти. Это произведение ежегодно звучало в Неаполе в дни Великого поста, и Перголези, видимо, ставил себе целью заменить его сочинением в новом духе. Действительно, его музыка выдержана в модном «галантном» стиле – чувствительном, легком, человечном. Многие музыкальные интонации и острые ритмы пришли из опер-буффа, восьмая часть названа фугой, но в строгом смысле ею не является.
Несмотря на дискуссии, можно ли признать Stabat mater Перголези настоящей духовной музыкой, уже в XVIII веке это сочинение обошло всю Европу. Некоторые исполнители расширяли состав участников: ради более мощного звучания добавляли мужские голоса и духовые инструменты. Анна Булычева

Камерная симфония Дмитрия Шостаковича представляет собой транскрипцию для струнного оркестра его Восьмого квартета, выполненную альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем с согласия композитора. Среди всех камерных сочинений Шостаковича этот опус пользуется, пожалуй, наибольшей известностью. Не в последнюю очередь причина тому – его проникнутый горьким сарказмом комментарий в письме к своему другу Исааку Гликману, из которого следует, что Квартет задумывался не то как автопортрет, не то как автоэпитафия. Это редкий для Шостаковича образец столь откровенной исповедальности. Музыка полна «тайных знаков» – цитат из разных сочинений Шостаковича, – и слушателю, сколь-нибудь глубоко знакомому с наследием композитора, не составит труда эти цитаты узнать и истолковать. Кроме того, сквозь все части проходит мотив из звуков ре, ми-бемоль, до, си – музыкальный «автограф» Шостаковича (в немецких обозначениях d–es–c–h или DSch).
Еще один сюжет виден из посвящения квартета, которое сохранилось и в симфонии – «памяти жертв фашизма и войны»: даже спустя пятнадцать с лишним лет после окончания войны для Шостаковича ее отзвуки были вполне отчетливы, и еще рельефнее эта линия заметна именно в оркестровой версии Баршая.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход