Санкт-Петербург, Концертный зал

Майская ночь


опера Николая Римского-Корсакова

Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках
 

Исполнители

Дирижер –

Тимур Зангиев

Голова – Михаил Колелишвили
Левко – Игорь Барбаков
Ганна – Ирина Шишкова
Панночка-русалка – Екатерина Латышева

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра

Мировая премьера: 9 января 1880 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 2 апреля 2009 года


Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

Авторы и постановщики

Музыка Николая Римского-Корсакова
Либретто композитора по одноименной повести Н. В. Гоголя

Режиссер-постановщик – Александр Маскалин
Художник-постановщик – Сергей Грачёв
Художник по свету – Камиль Кутыев
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов
Хореограф – Дмитрий Корнеев

Краткое содержание

Действие первое
Ясный майский вечер. На улице украинского села парубки и девчата затеяли игру в «просо». Стороной от них пробирается молодой казак Левко. Он спешит к своей возлюбленной Ганне. Ласковой песней вызывает он ее выйти хоть на миг из хаты. Крепко полюбилась парубку пригожая, черноокая дивчина, да и Левко люб Ганне. Одна беда: Голова, отец Левко, заупрямился и ни за что не соглашается на брак сына. Смеркается. Вдали тихо плещется озеро. На берегу его мрачно чернеет старый, полуразвалившийся панский дом. Ганна слышала, что с этим домом связана страшная история. Пусть Левко расскажет ее. «Давно это было, – начинает Левко. – Жил сотник в том доме, красавица-дочка была у него». Женился вдовец-сотник на молодой, а та невзлюбила падчерицу и заставила мужа прогнать ее из дому. С горя бросилась Панночка в озеро и стала русалкой. Вместе с подругами схватила она мачеху и утащила злодейку на дно. Сотникова жена была ведьмой, обернулась она русалкой, и Панночка никак не может ее опознать. С той поры лунными ночами выходят русалки на берег. Увидят человека – заставляют отгадывать мачеху-ведьму.
Сгущаются сумерки. Поздно – Левко и Ганна расстаются. На опустевшую улицу выходят дивчата. Их песни прерывает появление пьяного казака Каленика. Он зол на Голову и что есть силы честит его. Сильно подвыпившему Каленику всё нипочем: «Сам себе я голова», – беспрестанно твердит он. Одно лишь плохо: хмельной казак никак не может разыскать дороги домой. Девушки со смехом и шутками направляют Каленика к хате Головы.
Оказывается, пан Голова не беспричинно противился браку сына с Ганной.
Воспользовавшись наступившей темнотой, старик прокрадывается к девушке и докучает ей своими любовными излияниями. С негодованием прогоняет Ганна седого и кривого Голову. Она всё расскажет Левко. А Левко, уже и раньше подозревавший неладное, подкараулил Голову и вместе с приятелями решает хорошенько проучить его. Над притихшей деревней весело и задорно звучит сочиненная Левко песня про кривого Голову, у которого «в голове рассохлись клепки».

Действие второе
Картина первая. Голова и его Свояченица беседуют с уважаемым гостем – Винокуром. Он прибыл в деревню, чтобы на месте дома сотника поставить винокурню. Неожиданно вваливается пьяный Каленик. Он ведет себя в чужой хате как хозяин и с ожесточением ругает Голову. Возмущенный Голова хочет выгнать нахала, но вдруг со звоном разбивается оконное стекло – и в комнату влетает камень. Голова спешит на улицу и вскоре, торжествующий, возвращается назад. Он поймал злоумышленника, одетого в вывороченный тулуп. Это Левко. Улучив удобный момент, парубок гасит светильник и убегает. В наступившей темноте Голова ловит Свояченицу и вталкивает ее в чулан. Появляется Писарь. Он спешил к пану Голове, чтобы сообщить ему радостное известие: главный смутьян, поносивший в песне начальство, пойман и заперт в казенной хате. Голова уверен: главаря поймал он сам. Чтобы доказать Писарю собственную правоту, он открывает чулан, и оттуда выбегает Свояченица, осыпающая ругательствами оторопевшего Голову. Не слушая его оправданий, она бросается на улицу, и вскоре оттуда доносится ее крик о помощи. Голова не обращает на него никакого внимания. Вместе с Писарем, Винокуром и десятскими он спешит к казенной хате, чтобы примерно наказать арестованного хлопца.
Картина вторая. Голова, Писарь и Винокур охвачены суеверным страхом. Заглянув в замочную скважину, они обнаружили в казенной хате Свояченицу. Не иначе как это сам Сатана. Надо поджечь солому на крыше и огнем уничтожить нечистого. Напуганная Свояченица молит выпустить ее. Наконец Писарь отваживается открыть дверь, и на Голову снова набрасывается разъяренная Свояченица.

Действие третье
Тихая майская ночь. Сиянием луны озарены озеро, полуразвалившийся барский дом, запущенный сад. С бандурой в руке входит Левко. С нежностью думает он о Ганне, желает, чтобы любимой пригрезился сладкий-сладкий сон – «долюшка счастливая со милым дружком».
Распахивается окно дома сотника. Появляется Панночка. Из озера на берег выходят русалки. Они водят хороводы, затевают игры. Левко выполняет просьбу Панночки – опознаёт злую мачеху, и русалки увлекают ведьму на дно озера.
Обрадованная Панночка вручает Левко записку для Головы и желает казаку счастья с любимой.
Светает, всходит солнце. Появившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские кидаются к Левко, чтобы его связать. Парубок передает отцу записку. В ней – приказ комиссара женить Левко на Ганне. Радостна встреча влюбленных. Теперь ничто больше не мешает их счастью. Торжественно звучит величальная жениху и невесте:
Солнышку красному – слава!
Молодцу с девицей – слава!


Соавторы «Майской ночи» – фигуры равновеликие: Гоголь и Римский-Корсаков. Это поэтичное произведение создано молодыми: Гоголь написал свою «Майскую ночь» двадцатилетним юношей, а для Римского-Корсакова это всего лишь вторая по счету опера, и в день премьеры композитору еще не исполнилось тридцати шести.
Декабрьским вечером 1871 года счастливые, только что обручившиеся Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд читали вслух «Вечера на хуторе близ Диканьки», дойдя и до особенно любимой «Майской ночи». Невесте «оперность» сюжета была очевидна с самого начала. Именно Надежда, через полгода ставшая уже женой композитора, не раз напоминала мужу о гоголевском сюжете. В 1877-м Римский-Корсаков наконец занялся им вплотную. Композитор подошел к «Майской ночи» основательно подготовленным. Позади – углубленные штудии контрапункта (преподавая студентам, молодой профессор Санкт-Петербургской консерватории интенсивно учился и сам), работа с партитурами Глинки, изучение, записи, обработки народных песен. Все это принесло плоды в «Майской ночи», написанной уже рукой мастера; тут есть всё, за что так любим Римский-Корсаков: богатая и тонкая оркестровая палитра, гибкая мелодика с узнаваемыми оборотами народных песен, отголоски древних языческих обрядов, изумительная пейзажность (чего стоит одна «Украинская ночь» перед третьим актом), юмор… Здесь впервые появляется и особый корсаковский женский тип – хрупкое, неземное, сказочно прекрасное создание – Панночка, за которой в свое время последуют Снегурочка, Царевна Лебедь, Волхова…
«Майскую ночь» зрители впервые увидели именно в Мариинском театре в 1880 году. Нынешняя постановка – юбилейная: ее осуществили в 2009 году к двухсотлетию со дня рождения Гоголя. Красивая, камерная постановка Александра Маскалина верна оригиналу: режиссер не вступает в полемику с великими авторами, а создает для них удобное сценическое пространство. В спектакле задействованы исполнительские силы Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Теноровая партия Левко – центральная во всем произведении; это редкий для Римского-Корсакова (и не только) случай, когда в оперной любовной истории акцент поставлен на юноше, а не на девушке. Возможно, причина в том, что автора переполняли те же чувства, которые испытывает его герой. Ведь недаром опера посвящена любимой супруге композитора. Христина Батюшина


Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Римский-Корсаков в Мариинском»


Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)