Евгений Онегин – Алексей Марков
Татьяна – Татьяна Павловская
Ленский – Сергей Скороходов
Ольга – Екатерина Семенчук
Князь Гремин – Геннадий Беззубенков
Спектакль идет с одним антрактом
Спектакль посвящен 100-летию со дня рождения Джемала Энверовича Далгата (1920–1991) – выдающегося дирижера, много лет работавшего в Кировском – Мариинском театре.
Уроженец Дагестана, музыке он начал учиться в Лейпциге, где тогда жила и работала его мать, первая дагестанская женщина-композитор Дженнет Далгат. Дальнейшая музыкантская судьба Далгата была связана с Москвой: он учился композиции в Московской консерватории у Николая Мясковского, Генриха Литинского и Михаила Гнесина, но, окончив консерваторию в 1945 году, решил избрать своей дорогой дирижирование и отправился в Ленинград. Здесь в консерватории его наставником стал Илья Мусин, а в аспирантуре, куда он поступил в 1948-м, – Борис Хайкин, главный дирижер Кировского театра. В ноябре 1950 года Далгат блестяще выступил на всесоюзном конкурсе молодых дирижеров и вскоре был принят в Кировский театр дирижером-ассистентом, а в 1954 году подготовил свой первый спектакль – оперу «Риголетто». Параллельно Далгат работал в Ленинградской консерватории – руководил оперным классом и преподавал дирижирование. Проведя два года в Таджикском театре оперы и балета, он вернулся в Ленинград на преподавательскую работу в консерваторию, а с 1963 года – в Кировский театр.
Особая заслуга Далгата – в продвижении на сцену сочинений Бенджамина Бриттена, с которым дирижер был лично знаком и вел переписку. Под управлением Далгата впервые в СССР прозвучала опера «Питер Граймс» – в 1964 году в концертном исполнении в Ленинградской филармонии, а год спустя на сцене Кировского театра (в присутствии автора) и на гастролях в Москве. Знаток множества языков, Далгат сам перевел на русский язык текст «Питера Граймса» и других сочинений Бриттена – оперы «Сон в летнюю ночь» и «Военного реквиема». Собственные переводы он создавал и для оперных спектаклей, которые позднее готовил к постановке, – «Волшебной флейты» (1966) и «Дона Карлоса» (1977), – и для концертного исполнения не звучавшей в России почти век «Геновевы» Шумана (1987).
В репертуаре Далгата были и балеты – как классические, так и впервые поставленные в Кировском театре: «Горянка» Кажлаева (1968), «Зачарованный принц» («Принц пагод») Бриттена (1972), «Икар» Слонимского (1974), «Ревизор» А. Чайковского (1980). В 1989 Далгат дирижировал первыми на мариинской сцене постановками балетов Джорджа Баланчина («Тема с вариациями» на музыку Чайковского и «Шотландская симфония» на музыку Мендельсона).
Выступая в концертах, Далгат возрождал редко игравшиеся и вовсе забытые сочинения – кантатно-ораториальные опусы Генделя, Шуберта, Брамса, Верди, Шумана (вновь почти все – в собственных переводах), первым в СССР исполнил некоторые сочинения Респиги, Барбера и других композиторов.
Искусство дирижера запечатлели многочисленные записи на радио и на пластинках. Среди них – оперы «Орестея» Танеева, «Скрипка Ротшильда» Флейшмана, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, симфонические сочинения Моцарта, Франка, Прокофьева, Онеггера, Шостаковича, Кажлаева.
Юбилейным спектаклем дирижирует внук Джемала Далгата – Михаил Татарников.
Мировая премьера: 17 марта 1879 года, Малый театр, Москва, студенческая труппа Московской консерватории
Премьера в Большом (Каменном) театре: 19 октября 1884 года
Премьера постановки: 13 ноября 1982 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля 3 часа 50 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
«Евгений Онегин» Пушкина, как известно, не поэма, а роман в стихах. Непривычное жанровое определение дал своему «Онегину» и Чайковский: не «опера», а «лирические сцены». Из «энциклопедии русской жизни» композитор выбрал главную сюжетную линию, наиболее близкую ему как художнику-лирику. Назвав на титуле только одного героя, Чайковский последовательно раскрывает слушателю три души: Татьяны (первый акт), Ленского (второй акт), Онегина (третий акт). Во всех трех образах Чайковский видел собственное отражение, и даже знаменитая сцена письма Татьяны рифмуется с эпизодом из жизни композитора, написавшего сценарий будущей оперы за одну ночь. «Лирические сцены» закончены в 1878 году, начаты в 1877-м, а еще годом ранее Чайковский присутствовал на открытии вагнеровского театра в Байройте. При всем антивагнерианстве русского композитора его внимание тоже обращено к внутреннему «я», событийная сторона драмы сведена к минимуму. Каждый элегический вздох оркестра, начиная с «секвенции Татьяны» в интродукции, передает тончайшие движения человеческой души. Чайковский вслед за Вагнером использует лейтмотивы – в первую очередь не героев и не предметов, а чувств. Поэтому музыка Татьяны столь естественно звучит и в сценах с Ленским, и в сценах с преображенным любовью Онегиным. Музыковед Борис Асафьев метко назвал «Евгения Онегина» «музыкальной поэмой». Самая прославленная опера Чайковского – это «симфоническая поэма» из семи картин-глав, поэма о надеждах и их крахе, о любви, о счастье, которое «было так возможно, так близко».
«Евгений Онегин», идущий на исторической сцене Мариинского театра, – безупречный образец музыкально-театрального «почвенничества», в свое время удостоенный Государственной премии СССР. Премьера этого спектакля состоялась в 1982 году в театре, еще носившем имя Кирова. Пост художественного руководителя и главного дирижера театра в то время занимал Юрий Темирканов. «Онегин» – его детище, причем не только в сфере собственно музыки: дирижер выступил также в качестве режиссера-постановщика. Быть и дирижером, и режиссером в одном лице – сложнейшая задача, ведь «ты должен думать и о том, что делается в оркестре, и о том, как построить спектакль музыкально; невольно ты все время находишься на сцене, потому что каждое движение – это то, что ты пережил сам» (из интервью с Темиркановым). Первый Ленский легендарной постановки, Юрий Марусин, вспоминал: дирижер-режиссер лично показывал певцам нужную пластику, жесты и позы, выстраивая неразрывную связь между слышимым и видимым, между оркестровой ямой и сценой. Спектакль оформил Игорь Иванов, который занял в 1981 году пост главного художника театра. Стремясь к историческому реализму, сценограф детально воспроизвел русский быт первой четверти ХIХ века. Всякий, кто бывал в пушкинских местах Псковской области, легко узнает и господский дом с полукруглым окном и портиком, и скамью Онегина. Интерьер комнаты Татьяны цитирует фильм-оперу Романа Тихомирова (1958). «Богатый барский дом в Петербурге» в третьем акте вызывает в памяти строгое великолепие Белоколонного зала Дворянского собрания. При этом сценография Иванова – далеко не только красивые иллюстрации. Так, в финальной сцене объяснения Татьяны и Онегина за героями высятся массивные напольные часы, указывая на их главного врага – время, которое, будучи упущенным, не знает пощады.
Органичный, слаженный во всех своих составляющих, эталонный темиркановский «Евгений Онегин» не только апеллирует к отечественному «культурному коду» – такие шедевры его и создают. Христина Батюшина
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)