Санкт-Петербург, Зал Прокофьева

Avec Privilège du Roi. Георг Филипп Телеман

концерт камерной музыки


III Международный фестиваль «Виртуозы флейты»
К 70-летию заслуженного артиста России Валентина Черенкова

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Мария Арсеньева (флейта)
София Виланд (флейта)
Василий Виланд (флейта)
Денис Лупачёв (флейта)
Александр Маринеску (флейта)
Николай Мохов (флейта)
Мария Федотова (флейта)
Татьяна Хватова (флейта)
Диана Черезова (флейта)

Зумрад Илиева (скрипка)
Владимир Гаврюшов (виола да гамба)
Родион Толмачёв (фагот)
Елена Серова (клавесин)


В ПРОГРАММЕ:
Георг Филипп Телеман
Квартет для флейты, скрипки, виолы да гамба и клавесина ре мажор
Фантазия для флейты соло ре минор
Трио-соната для двух флейт и бассо континуо фа мажор
Канонический дуэт для двух флейт соль мажор
Соната для двух флейт, фагота и бассо континуо ре минор из цикла «Застольная музыка»
Фантазия для флейты соло ре мажор
Квартет для двух флейт, виолы да гамба и клавесина ми минор

О концерте

Программу концерта составит музыка Георга Филиппа Телемана – самого плодовитого композитора эпохи барокко: до наших дней дошло не менее полутора тысяч его сочинений. Cовременник Баха и Генделя, Телеман работал во всех жанрах своего времени, отдавая дань и инструментальной музыке, в том числе для духовых инструментов.

XVIII век, на который пришлась основная часть жизни и творчества Телемана, по праву считается золотым веком флейты. В то время она была необычайно популярным инструментом как среди любителей, так и среди просвещенной аристократии – известно, что даже прусский король Фридрих Великий искусно играл на флейте и сочинял для нее музыку. Бах, Гендель, Вивальди и многие другие композиторы писали для флейты сонаты, концерты, сольные партии в операх, кантатах и ораториях.
Флейта тех времен отличалась конструкцией от современной – на ней почти не было клапанов, отверстия закрывались только пальцами. Обычно флейты изготавливались из светлой древесины (бук, самшит, яблоня), но инструменты богатых владельцев могли быть из более твердых и дорогих пород или из слоновой кости, нередко украшенные узорами или инкрустированные драгоценными камнями.

Телеман первым преодолел представление о том, что не следует писать музыку для одноголосного инструмента без сопровождения. Он сочинил двенадцать многочастных фантазий «для флейты без баса», в которых раскрыл возможности инструмента во всей красе. Две из них прозвучат в концерте.
Популярность музыки Телемана за пределами Германии привела к тому, что ее стали печатать без ведома автора. В 1737 году Телеман посетил французскую столицу (эта поездка, продлившаяся восемь месяцев, была единственным длительным заграничным путешествием Телемана), где король Людовик XV великодушно даровал ему право издавать собственную музыку в Париже под своим именем и в течение 20 лет получать от этого отчисления. Об этом разрешении свидетельствовали слова Avec Privilège du Roi (с дозволения Короля), печатавшиеся на обложке парижских изданий Телемана.

Результатом парижского вояжа композитора стали серии квартетов для флейты, струнных и бассо континуо («Новых квартетов») и «Канонических дуэтов» для двух флейт. Фрагменты этих циклов также будут исполнены в концерте.

Концерт посвящен 70-летию флейтиста, заслуженного артиста России Валентина Черенкова. Воспитанник Ленинградской консерватории, где он учился у двух выдающихся ленинградских флейтистов – Иосифа Януса и Александры Вавилиной, Черенков более двадцати лет работал в Заслуженном коллективе республики – оркестре Мравинского, – а с 1992 по 2016 год был солистом оркестра Мариинского театра.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход