Санкт-Петербург, Концертный зал

Написано на коже

опера в трех действиях (концертное исполнение)

Сопровождается синхронными титрами на русском языке


ХVII фестиваль «Международная неделя консерваторий»
Первое исполнение в Санкт-Петербурге

Музыка Джорджа Бенджамина
Либретто Мартина Кримпа

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Хозяин –  Росс Рамгобин (баритон)
Агнесса – Лорен Фейган (сопрано)
Ангел 1 / Юноша – Патрик Терри (контратенор)
Ангел 2 / Мари – Бетан Лангфорд (меццо-сопрано)
Ангел 3 / Джон – Ник Притчард (тенор)

Оркестр Melos Sinfonia
Дирижер – Оливер Зеффман
Режиссер – Джек Фернесс


Премьера оперы состоялась 7 июля 2012 года на оперном фестивале Экс-ан-Прованса


Концерт проводится при поддержке Британского Совета


Для британского перфекциониста Джорджа Бенджамина (р. 1960), ученика Оливье Мессиана, «Написано на коже» стало первой полномасштабной театральной работой. Заказчиком оперы выступил Бернар Фоккруль, директор фестиваля в Экс-ан-Провансе. Бенджамина и драматурга Мартина Кримпа (р. 1956) он попросил выбрать сюжет, связанный с Провансом, и старшая дочь Мартина отыскала местную легенду XIII века – о съеденном сердце.
У оперы, завершенной и поставленной в 2012 году, счастливая судьба. Первую постановку, показанную на фестивале в Экс-ан-Провансе, делала Кэти Митчелл, за дирижерским пультом стоял сам композитор, а роли протагонистов исполняли Барбара Ханниган, Беджун Мета и Кристофер Пёрвз. Сочинение сразу же зачислили в ряд шедевров. Через год после премьеры спектакль переехал на сцены Ковент-Гарден и Опера-комик, его записали и издали на видео. Минувшей весной постановку Митчелл привозили в Москву, в Петербурге же опера Бенджамина будет показана в концертном исполнении молодежной командой артистов из Великобритании, приглашенной на фестиваль «Международная неделя консерваторий».

О концерте

Краткое содержание
Часть первая
I. Хор Ангелов
«Ликвидируйте парковку у торгового центра – вымарайте живущих – вытолкните мертвых в жизнь».
Хор Ангелов переносит нас на 800 лет назад – во времена, когда каждая книга была бесценна, «ибо она написана на коже» – и вызывает к жизни двоих главных героев истории: Хозяина, зажиточного и образованного землевладельца, который «не мыслит жизни без добродетели и насилия», и его покорную жену, его «собственность» – Агнессу. Затем один из Ангелов принимает образ третьего героя, Юноши, который делает книги с миниатюрами.

II. Хозяин, Юноша и Агнесса
Хозяин заказывает Юноше книгу, где будет прославлена его жизнь и добрые дела. Врагов Хозяина надлежит изобразить в аду, а домочадцев – в раю. В доказательство своих умений Юноша показывает Хозяину лестное изображение милосердного богача. Агнесса не доверяет Юноше и не понимает, что значат его иллюстрации, но Хозяин не приемлет ее возражений и велит ей оказать Юноше гостеприимство.

III. Хор Ангелов
Ангелы поют о жестокостях библейской Книги Бытия: «придумай человека и потопи его», «заровняй его в землю живьем», – и сквозящей в ней ненависти к женщине: «придумай ее… раздень ее… обвини ее во всем».

IV. Агнесса и Юноша
Тайком от мужа Агнесса идет в скрипторий, где работает Юноша, чтобы посмотреть, «как делается книга». Юноша показывает миниатюру, где изображена Ева, но Агнесса высмеивает иллюстрацию. Она предлагает Юноше нарисовать настоящую женщину, наподобие ее самой – женщину с определенными, узнаваемыми чертами, которая вызвала бы у Юноши желание.

V. Хозяин и гости – Джон и Мари
Наступила зима. Хозяин размышляет о переменах в поведении жены. Она мало разговаривает и мало ест, отворачивается от него в постели и притворяется спящей – но он знает, что она не спит, и слышит, как ее ресницы «шуршат по подушке… как насекомое».
Приходит сестра Агнессы, Мари, с мужем Джоном. Мари не кажется разумным, что Хозяин тратит деньги на книгу, и особенно – что Юноша ест за одним столом с ним и Агнессой. Хозяин рьяно защищает Юношу и книгу, угрожая перестать пускать Мари и Джона на свою землю.

VI. Агнесса и Юноша
Той же ночью Юноша пробирается в комнату Агнессы, чтобы наедине показать ей иллюстрацию, которую она предлагала ему нарисовать. Сперва она не хочет понимать, о чем речь, но вскоре узнает себя в изображении обнаженной женщины, которая мечется без сна в объятиях простыни. Они рассматривают миниатюру, и влечение между ними растет и растет, пока наконец Агнесса не предлагает себя Юноше.

Часть вторая
VII. Кошмар Хозяина
Хозяину снится, что его люди недовольны тем, сколько средств уходит на книгу. Но куда хуже сон о слухах, будто бы в книге есть потайная страница – «влажная, как женские губы» – на которой изображено, как Агнесса «сжимает Юношу в объятиях в потайной постели».

VIII. Хозяин и Агнесса
Хозяин просыпается и ищет на ощупь жену. Но ее нет в постели, она стоит у окна и смотрит на черный дым вдали, где люди Хозяина жгут поселки его врагов. Агнесса просит у мужа ласк и поцелуев – но тому претит, что жена проявляет инициативу, и он отталкивает ее со словами, что так ведет себя только ребенок. Она отказывается зваться ребенком – и заявляет, что правду о ней Хозяину может рассказать Юноша: «спроси его, кто я есть».

IX. Хозяин и Юноша
Хозяин находит Юношу в лесу. Тот «смотрит на свое отражение в лезвии ножа». Хозяин допытывается у Юноши, как зовут женщину, которая «кричит и истекает влагой вместе с тобой в потайной постели» – это Агнесса? Чтобы не выдавать Агнессу, Юноша говорит Хозяину, что спит с ее сестрой Мари – и выдумывает неправдоподобную сцену с эротическими фантазиями своей любовницы. Хозяин рад поверить Юноше и вечером рассказывает Агнессе о том, что тот спит «с этой шлюхой, ее сестрой».

X. Агнесса и Юноша
Агнессa поверила мужу и яростно обвиняет Юношу в измене. Тот объясняет, что пытался выгородить ее – но она только пуще злится: он хотел выгородить не ее, а себя. Люби он ее по-настоящему, он не побоялся бы сказать правду и вместе с этим наказать ее мужа за то, что тот относится к ней как к ребенку. Она требует, чтобы в знак своей верности Юноша нарисовал новую иллюстрацию – пронзительную, шокирующую – от которой ее муж раз и навсегда утратил бы самодовольство.

Часть третья 
XI. Хозяин, Агнесса и Юноша
Юноша показывает Хозяину и Агнессе законченную, но не переплетенную книгу. Сперва он демонстрирует изображения разных ужасов, и Хозяин, не выдержав, требует показать рай. Юноша удивлен: по его мнению, это и есть рай на земле – разве Хозяин не узнает свою семью и владения? Тогда Агнесса просит показать ей ад. Юноша дает ей страницу с текстом. Агнесса возмущается, ведь она женщина и не умеет читать. Но Юноша уходит, оставив Агнессе и ее мужу «потайную страницу».

XII. Хозяин и Агнесса
Хозяин читает вслух, как Юноша подробнейшим образом описывает свои плотские сношения с Агнессой. Хозяин выходит из себя, а Агнесса видит: Юноша сделал в точности то, что она просила. Сама не своя от восторга, не замечая страданий мужа, она просит его показать ей «слово «любовь».

XIII. Хор Ангелов и Хозяин
Ангелы поют о жестокости Бога, который сотворил человека из праха только затем, чтобы поселить в нем противоречивые желания и заставить его «стыдиться быть человеком». Хозяин, в душе которого спорят милосердие и ненависть, возвращается в лес и – «рассекая кости длинным и ровным разрезом» – убивает Юношу.

XIV. Хозяин и Агнесса
Хозяин пытается вновь подчинить себе Агнессу. Он диктует ей, что говорить и как себя называть – и, усадив за длинный стол, заставляет есть, чтобы доказать свою «покорность». Хозяин снова и снова спрашивает, как ей на вкус, и приходит в ярость оттого, что она раз за разом говорит, что еда ей нравится. Наконец он говорит, что она съела сердце Юноши. Но это не может сломить Агнессу, а лишь провоцирует ее на яростную отповедь: он не может сделать с ней ничего – «даже сожги ты меня до кости кислотой» – что могло бы стереть из ее памяти вкус сердца Юноши.

XV. Ангел 1
Юноша появляется в виде Ангела и показывает последнюю миниатюру: Хозяин достает нож, чтобы убить Агнессу, но она успевает лишить себя жизни сама, прыгнув с балкона. Иллюстратор захватил момент падения, навеки остановив ее силуэт на фоне ночного неба. Три маленьких ангела глядят на зрителя с края страницы.
(Мартин Кримп. Перевод Екатерины Бабуриной)

Возрастная категория 12+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации