«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия на тему трагедии Шекспира, была первым обращением Чайковского к творчеству великого английского драматурга и открыла «шекспировскую линию» в творчестве композитора.
Идея создания этой симфонической пьесы принадлежит Милию Балакиреву. По свидетельству друга Чайковского, Николая Кашкина, она возникла во время одной из майских прогулок 1869 года: «Балакирев, Чайковский и я были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, на одной из подобных прогулок Милий Алексеевич предложил Чайковскому план увертюры “Ромео и Джульетты”…»
Балакирев не только предложил, но и расписал подробнейший план всего произведения, включая указания по изложению общей идеи, тематического материала, тонального плана и композиции будущего сочинения. Чайковский отнюдь не воспротивился столь детальному «инструктажу» Балакирева, и выполнил всё в точности. Одной из причин безропотности композитора можно назвать увлечение Чайковского певицей Дезире Арто, выпавшее как раз на время создания 1-й редакции увертюры. Сюжет Шекспира мгновенно нашёл отклик в душе композитора. Впоследствии, была создана 2-я редакция (1870) и затем, много позже – третья (1880), известная сейчас.
В дальнейшем Чайковский намеревался написать на сюжет «Ромео и Джульетты» оперу. Однако замысел остался неосуществлённым. А увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» на протяжении всей жизни композитора оставалась его любимейшим драматическим произведением.
Екатерина Юсупова
Ян Сибелиус – автор почти сотни песен. Если для хоров он чаще всего выбирал стихи на финском языке, то подавляющее число его песен – на шведском. На протяжении всей жизни фаворитами Сибелиуса при выборе текстов были финский романтик шведского происхождения Йохан Людвиг Рунеберг и Абрахам Виктор Ридберг – «последний романтик Швеции». Многие из песен ор. 13 и 36–38, сочиненные между 1891 и 1903 годами, декламационным складом и мрачными развязками напоминают романтические баллады. Совсем в ином стиле «Эхо-нимфа» («Нимфа лесного эха», 1915) – будто отклик финского композитора на «Нимфу» Римского-Корсакова (1898).
С расцветом в начале ХХ века оркестровой песни Сибелиус инструментовал некоторые из своих ранних песен, а затем и несколько новых. Оркестровый наряд получили такие произведения, как миниатюрный «Первый поцелуй», «Черные розы» с их чисто фортепианным сопровождением, и «Осенний вечер», где в фортепианной версии аккомпанемент крайне скуп. Выбор довольно непредсказуемый – но это выбор автора.
По количеству сочиненных симфоний Лейф Сегерстам давно превзошел Йозефа Гайдна и Кристиана Каннабиха вместе взятых. В настоящее время он является автором не менее трехсот произведений в этом жанре (а ведь у Сегерстама есть и другие циклы сочинений для оркестра: «Впечатления северной природы», «Букеты цветов», «Эпитафии»). Сегерстам пишет, как дышит, мгновенно фиксируя на нотной бумаге увиденное глазами, пригрезившееся, пришедшее на ум. Некоторые симфонии имеют подзаголовок «Страница из дневника». Разработанная дирижером и композитором «техника свободной пульсации», не требующая обязательно синхронизировать все голоса оркестровой фактуры, позволяет оканчивать партитуру примерно за неделю.
Написанная в прошлом году симфония № 288 носит название «Не мешая течению потока…» Сочинение длится около 25 минут, Сегерстам только что записал его на одном диске с Первой симфонией Брамса.
Заканчивая 2 марта 1924 года Седьмую, Ян Сибелиус еще не знал, что она станет его последней симфонией, и еще не был уверен, что это именно симфония. Сочинение, сегодня известное как Симфония № 7 до мажор, 24 марта того же года впервые прозвучало под управлением автора как «Симфоническая фантазия № 1». Изначально Сибелиус задумывал большую симфонию «о радости жизни и жизненной силе», которая бы завершалась «эллинским рондо». Но, по его же собственным словам, «река сама создает свое русло». В итоге из первоначальных эскизов выросла одночастная пьеса длительностью немногим более 20 минут (еще чуть короче весьма лаконичной Шестой симфонии), и тем не менее грандиозная. В ней совсем нет соло, нет романтических «одиноких голосов». Инструменты выступают большими массами, группами или хотя бы парами (как в первых тактах, где проходит тема звездного света из, увы, так и не оконченной Сибелиусом симфонической поэмы «Дева луны»). В Седьмой повсюду выдержан объективный тон. «Эллинистического рондо» для нее Сибелиус так и не написал, но тему тромбонов называл «античной».
Анна Булычёва