Санкт-Петербург, Концертный зал

Бородин. Моцарт. Шостакович


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Струнный квартет им. С.В. Рахманинова в составе:
Ксения Гамарис (первая скрипка)
Алексей Петровский (вторая скрипка)
Сергей Цедрик (альт)
Владимир Шохов (виолончель)

Партия фортепиано – Татьяна Баликоева


В ПРОГРАММЕ:
Александр Бородин
Струнный квартет № 2 ре мажор

Вольфганг Амадей Моцарт
Струнный квартет № 17 си-бемоль мажор, К. 458 («Охота»)

Дмитрий Шостакович
Фортепианный квинтет соль минор, соч. 57


На протяжении 30 лет визитной карточкой культуры города Сочи являлся легендарный коллектив – Струнный квартет им. С. В. Рахманинова. Коллектив был образован в 1978 году в Сочинской государственной филармонии. За годы насыщенной творческой жизни он стал широко известен как на территории СССР и России, так и далеко за пределами нашей страны. Было сыграно около 3000 концертных программ в лучших залах Германии, Норвегии, Италии, Австрии, Англии, Франции, Швеции и других стран.
Коллектив выступал со многими ведущими музыкантами  – Валентином Берлинским, Владимиром Крайневым, Николаем Петровым, Борисом Тищенко, Иваном Мозговенко, Я. Александровым, Дмитрием Шебалиным, Владимиром Овчареком, передавшими участникам квартета лучшие традиции русской исполнительской школы.
В 1999 году музыкантам Квартета им. С. В. Рахманинова было присвоено почетное звание заслуженных артистов России.
В 2012 году благотворительный фонд культуры и искусства «Новый Сочи» стал инициатором воссоздания квартета им. С. В. Рахманинова в обновленном составе.
На базе квартета создано творческое объединение «Квартет им. С. В. Рахманинова», своего рода камерная филармония. Главным и приоритетным жанром в творческом объединении остается струнный квартет, но варьирование состава от дуэта до квинтета позволяет показать все разнообразие шедевров мировой классической и современной камерной музыки, придает новизну концертным программам.


Второй квартет был создан Александром Бородиным летом 1881 года в Житово – тульском имении Николая Николаевича Лодыженского (участника балакиревского кружка). Квартет посвящен жене композитора Екатерине Сергеевне Бородиной и создан в честь 20-летия их объяснения в Гейдельберге. Воспоминания о тех днях были дороги обоим всю жизнь. Квартет – сочинение очень личное, тесно связанное с другими произведениями Бородина: в первой части проступают интонации страстной каватины Кончаковны, главная тема финала близка теме Игоря и Ярославны, которые так долго томились в разлуке (как нередко и супруги Бородины за годы совместной жизни). Скерцо оборачивается романтическим вальсом. Знаменитая медленная часть представлена дуэтом виолончели (инструмента, на котором играл Бородин) и скрипки.
Шедевр Бородина далеко не сразу был по достоинству оценен музыкантами. Римский-Корсаков, бегло ознакомившись с нотами еще до публичной премьеры, последовавшей в январе 1882 года, вынес вердикт: «Бородин написал за лето второй квартет – милый, но не Бог весть что». Потребовалось несколько лет, чтобы квартет получил истинное признание.

Квартет № 17 входит в число шести квартетов Вольфганга Амадея Моцарта, посвященных Йозефу Гайдну. Толчком к их созданию стало появление «Русских квартетов» Гайдна соч. 33 (1781), и в цикле отчетливо чувствуется влияние старшего коллеги и друга. В этих квартетах Моцарт достиг нового уровня мастерства, но путь к совершенству был непростым: всегда сочинявший с изумительной легкостью, в этот раз он проработал над циклом три года – с 1782-го по 1785-й.
Квартет № 17 си-бемоль мажор («Охота») был закончен 9 ноября 1784 года. Его название связано с главной темой первой части, напоминающей сигналы охотничьих рогов. «Охотничья» тема главенствует на протяжении почти всего Allegro, а новая – в духе романсов того времени – появляется только в разработке. За первой частью следуют пластичный менуэт, глубокая медленная часть и легкий, изобретательный – по-настоящему «гайдновский» – финал.

Фортепианный квинтет соль минор был начат Дмитрием Шостаковичем летом 1940 года и завершен 14 сентября того же года, а 23 ноября уже состоялось его первое исполнение в Большом зале Московской консерватории. Квинтет написан по просьбе музыкантов квартета имени Бетховена. Партию фортепиано на премьере исполнил автор. В квинтете ощущается сильное влияние музыки Баха. Он открывается прелюдией и фугой, музыка четырех частей (за вычетом стоящего особняком скерцо) насыщена баховскими интонациями и полифоническими приемами. Но она далека от холодной стилизации: о квинтете скорее можно сказать словами Мусоргского – «прошедшее в настоящем». Есть в его музыке и надрывная протяжность мелодических линий, и колористические приемы совсем не «старинного» толка: полупризрачная фуга почти целиком исполняется с сурдинами.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход