Санкт-Петербург, Концертный зал

Камерный оркестр «Солисты Москвы»


В программе: Шостакович, Моцарт, Брух, Чайковский

В программе:
Дмитрий Шостакович. Камерная симфония до минор
(переложение квартета № 8 для камерного оркестра Рудольфа Баршая)

Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 9 ми-бемоль мажор
Солистка – Ксения Башмет

Макс Брух. Романс для альта с оркестром
Солист – Юрий Башмет

Петр Чайковский. Серенада для струнного оркестра

Восьмой квартет Шостаковича пользуется популярностью, редкой для произведения столь академичного жанра. Причина – программа, которую Шостакович исчерпывающе разъяснил в письме Исааку Гликману, рассказывая другу о пребывании в июле 1960 года на курорте в Саксонской Швейцарии, под Дрезденом: «Смотрел материалы кинофильма "5 дней, 5 ночей", создаваемого Лео Арнштамом. Меня там очень хорошо устроили для создания творческой обстановки. Творческие условия оправдали себя: я сочинил там Восьмой квартет. Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму, пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое».
Шостакович написал эту музыкальную автоэпитафию буквально через несколько дней после того, как все-таки не смог избежать вступления в КПСС (хотя много раз зарекался вступать в партию, которая погубила столько людей). Квартет открывается темой-монограммой (D-Es-C-H), которая проходит через все пять частей, местами делаясь даже назойливой. Автопортрет композитора дорисован с помощью тем из его Первой, Восьмой, Десятой симфоний, оперы «Леди Макбет Мценского уезда», фортепианного трио и виолончельного концерта. «Намеками» проходят темы из Траурного марша Вагнера, Шестой симфонии Чайковского, а также революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Официально квартет посвящен памяти жертв фашизма и войны. Квартет квартет существует в версиях для различных исполнительских составов. За оркестровкой Рудольфа Баршая закрепилось название Камерная симфония.
Анна Булычева

Концерт №9 KV 271 ми-бемоль мажор был создан Моцартом в его родном Зальцбурге в январе 1777 года. Он входит в число так называемых «Зальцбургских» концертов (KV 175 – 365). Клавирная музыка в то время пользовалась большой популярностью в салонах, а у двадцатилетнего Моцарта было множество учениц, в расчёте на которых и создавались те или иные сочинения для клавира. Так, написанный годом ранее Концерт для трёх фортепиано фа мажор, KV 242, был предназначен для графини Лодрон и двух ее дочерей – Алоизиы и Жозефы. Девятый концерт был создан для знаменитой французской пианистки мадемуазель Женомм. Любопытно, что Моцарт, несмотря на то, что создавал свой концерт для знаменитой артистки, практически полностью отказывается от виртуозности, которая отличала его ранние клавирные сочинения. Цикл состоит из трёх частей (Allegro – Andantino – Rondeau: Presto) и отличается характерным для юного Моцарта тематическим изобилием.
Павел Великанов

Макс Брух (1838–1920) – один из крупнейших композиторов второй половины XIX – первой половины XX века. Наиболее плодотворный период его творчества пришёлся на 1880–1910-е годы, когда были созданы практически все основные сочинения – оперы, симфонии и концерты. При жизни Бруха особенной популярностью пользовались его масштабные хоровые полотна – «Одиссей» (1872) и «Огненный крест» (1899). Со временем, однако, в фокусе внимания остались, главным образом, симфонические произведения Макса Бруха: скрипичные концерты (в особенности Первый, созданный в 1868 году, и входящий в обязательный скрипичный репертуар), «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром, Романс для альта с оркестром, «Кол нидрей» для виолончели с оркестром, а также три его симфонии. Романс для альта неоднократно блистательно исполнялся Юрием Башметом, а запись всех трех симфоний осуществил Курт Мазур.
Павел Великанов

Серенада для струнного оркестра до мажор Чайковского (1880) принадлежит к числу известнейших произведений композитора. Сочиняя ее, Чайковский опирался как на образцы XVIII века (сам он писал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца»), так и на опыт своих современников, из которых ему был особенно близок венгерский композитор Фридрих Роберт Фолькман.
Характерные черты инструментального письма начала XVIII столетия и моцартовской эпохи несомненно присутствуют в первой части. Вторая часть – вальс – традиционный для серенады знак обращения к бытовому жанру (в XVIII веке это был менуэт). Элегия (третья часть) имеет отчетливо вокальную природу музыки: аккомпанирующие голоса трактованы как «хор», а основная напевная мелодия – это, конечно, романс; гениальная «песня без слов» в ряду других, созданных Чайковским. С еще одним типом бытовой музыки мы встречаемся в финале, тема которого – русская плясовая песня «Под яблонькой». Так, в безусловном шедевре гениального композитора, пусть и скромном по масштабам, слились традиции двух столетий отечественной и европейской музыки.
Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход