Санкт-Петербург, Концертный зал

Роберт Шуман. Симфонии №№ 2 и 3


Смотри также:
12 июля 2011, вторник, 20:00
Роберт Шуман. Симфонии №№ 1 и 4

Десять лет Роберт Шуман отдал фортепианной музыке, словно не замечая ни других инструментов, ни человеческих голосов. Но с тридцати лет он вдруг начал открывать для себя еще неизведанные территории. 1840 год стал в его жизни годом песен, 1842-й – годом камерной музыки, 1843-й – годом ораторий, причем инициатива часто принадлежала Кларе Шуман. И каждый раз, увлекшись новым жанром, Шуман сочинял сутками напролет, забыв о сне и отдыхе. Именно так произошло с Первой симфонией, в общих чертах сочиненной за четыре январских дня (и ночи!) 1841 года. Свое тогдашнее состояние композитор назвал «симфоническим пылом». Уже 31 марта симфония была с успехом исполнена в лейпцигском Гевандхаузе. Она носит название «Весенней» и вдохновлена романтическим стихотворением Адольфа Бёттгера (а также уговорами Клары написать что-нибудь для оркестра).

В том же году на свет появилось сочинение, которое Шуман сперва именовал «сюитой» или «симфониеттой», в 1846 году издал под названием «Увертюра, скерцо и финал», а в мае того же 1846 года композитор уже вовсю работал над симфонией ре минор, позднее изданной как его Четвертая. Части этой симфонии связаны общими музыкальными темами и исполняются без перерыва, хотя в XIX веке публика привыкла аплодировать после каждой части и даже требовать бисировать их по отдельности. Может быть, поэтому на премьере 6 декабря лейпцигские меломаны приняли ее прохладно.

Работа над Второй симфонией продолжалась на протяжении всего 1846 года. Шуман постепенно выздоравливал после обострения болезни, и работа над симфонией была для него лучшим лекарством. Среди его оркестровых произведений Вторая симфония наиболее классична и позитивна, а увлечение Шумана музыкой Баха, как раз тогда достигшее пика, сказалось в щедром введении полифонических приемов.

Последней была написана Третья («Рейнская») симфония: в 1850 году, когда Шуман занял пост музыкального директора города Дюссельдорфа. Шуман работал над симфонией со 2 ноября по 9 декабря и впервые исполнил ее в Дюссельдорфе 6 февраля следующего года.
Перед самым началом работы, в сентябре и в начале ноября Шуман посещал Кёльн, где осматривал знаменитый готический собор, заложенный еще в 1248 году, но в Средние века не достроенный (строительство его возобновилось в 1842-м и было завершено в 1880 году). Именно кёльнские впечатления вдохновили композитора на создание симфонии в пяти частях, «визитная карточка» которой – четвертая часть «в характере торжественной церемонии» (имеется в виду церемония возведения архиепископа Кёльнского в кардинальский сан). Часть эта наиболее оригинальна и исключительно мрачна благодаря «темной» тональности ми-бемоль минор, траурному тембру тромбонов и использованию баховского «мотива креста».
Анна Булычева

Главные спонсоры:    

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход